[ На главную страницу ]

Современное ИННОВАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ - актуальность и логика

   

 

"Богат не тот, у кого больше,
а тот, кто нуждается в меньшем!"

Народная мудрость

Под инновацией до последнего времени было принято считать нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственных систем или качества продукции. Однако с некоторых пор это понятие всё чаще стало применяться и к социальному проектирова-нию, корректировке жизнеустройства, когда каждодневный быт всё более насыщается технологическими нововведениями.
Инновации буквально – это новые решения. Как правило, сюда относят такие новаторские решения, которые появились на основе научных открытий фундаментальной науки или в области высоких технологий, были реализованы в изобретения и, а затем на практике. Для примера можно назвать новшества мобильной связи, поисковые системы и услуги в Интернете.
Таким образом, инновация - это результат такого инвестирования в разработку получения нового знания, организационного решения, технологической идеи, когда существенно обновляется в сторону улучшения и полезности та или иная форма существования социума, сферы жизнедеятельности людей, включая такие как образование, воспитание, социальное устройство, управление, политика, экономика, организация производства и обслуживания, наука, информатизация и т. д.). Последующий процесс внедрения и распространения инновации должен зафиксировать получение заметного улучшения в той или иной области или сфере, качественного превосходства, прогресса, решения проблемы «настоящего или будущего». С учётом этого этапы инновационного процесса протекают в следующей последовательности: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения, прогресса.
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационной деятельности). А поскольку целью большинства нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, полезности, ответственности, сохранности, приобретение новых навыков, то понятие инновационности можно смело отождествлять с понятиями оптимизация, реорганизация, реструктуризация, реформирование, повышение ответственности и требовательности и т.д., применяемые посредством новых подходов к улучшению процессов управления, исходя из научных достижений и достигнутого передового опыта.
Поэтому инновациями иногда считаются и просто современные методы, которые переносятся из одной сферы деятельности в другую: из промышленной химии в медицину, из медицины в криминалистику и т.п.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Инновации имеют место и тогда, когда используется даже что-то уже существующее, но новым образом - для изменения в лучшую сторону образа жизни людей. В качестве характерных исторических примеров людей с инновационным сознанием можно назвать: в политике - первого российского императора Петра I, твёрдо верившего, что экономическое и военное могущество государства тесно связано с развитием научного знания, а в науке - первого русского академика М.В. Ломоносова, активного сторонника просвещённого разума.
С учётом сказанного на сегодняшний момент существует всего лишь 5 моделей экономики государства (убывание по мере эффективности): инновационная (внедренческая), индустриально-технологическая, аграрная, сырьевая и экономика туризма. Комментируя прогнозы о скором технологическом коллапсе страны Президент РФ Дмитрий Медведев признал, что: «Наша страна очень сильно технологически отстала…, мы реально очень сильно отстаём. И если мы не преодолеем этот вызов, тогда действительно все те угрозы, о которых сейчас говорят, могут стать реальными». Таким образом, 25.08.2009 г. сам президент поставил точку в дискуссиях о сути актуальнейших российских проблем.
Вместе с тем, чтобы экономика стала инновационной, необходимо, чтобы инновационным сознанием обладало не только руководство страны, но и вся правящая элита, большинство жизнедеятельного населения. А для этого необходимо преобразовать соответственно не только политическую волю, но и государственную идеологию, всю систему государственного образования, нацелив его на формирование у людей современного инновационного сознания. Это означает, что в процессе обучения, образования и просвещения сознание каждого человека в обязательном порядке последовательно усваивало следующие знания и прежде всего о(б):
  1. современной картине мироздания;
  2. истории развития биосферы Земли, включая Человечество;
  3. истории развития человеческого мышления;
  4. истории развития способов общения и этических норм поведения;
  5. законах природы, действующих на Земле и во Вселенной - физических, химических, биологических и т.д.:
  6. современных технологических достижениях человечества, применяемых для общего пользования - средствами передвижения (наземные, водные, воздушные), обмена информацией (почта, телефонная и мобильная связь, СМИ: печатные издания, радио, ТВ, интернет), платёжными (денежные знаки, кредитные и банковские карточки);
  7. эталонной социокультурной матрице поведения, включая её разделы по просвещённости, этике, эстетике, гражданственности, ценностной и экологической ориентации, борьбе с невежеством и антикультурой.
Помимо этих общих знаний, которыми должен владеть каждый взрослый член Человечества, обязательно обладание им полноценной психикой с наличием всех четырёх сигнальных подсистем с рефлексией на «проблемы в настоящем» и «проблемы в будущем».
С учётом этого современный человек с инновационным сознанием должен быть широко образован, воспитан и владеть умением:
1. высококультурного общения в обществе;
2. пользоваться современными средствами передвижения, обмена информацией, платежа;
3. общаться на языке межнационального общения;
4. вносить свою лепту (через личное участие или материальную поддержку) в решение проблем как «настоящего», так и «будущего» местного, регионального вплоть до глобального значения;
5. следить, чтобы привносимые в обращение инновации несли обществу и природе только пользу и исключали любой вред.

Анализируя нынешнюю ситуацию в мире, приходится констатировать, что будущее Человечества неоднозначно, оно неопределённо и вызывает всё большую тревогу. И это не просто слова. Дело обстоит так, что Человечество либо будет жить по-старому, ориентируясь на традиционное сознание и притупленную психику, непродуманно совершенствуя свои технологии без оглядки на последствия их использования, либо перейдёт к новому типу цивилизации, характеризуемой ростом экологической и социальной ответственности. В первом случае его ждёт неминуемый коллапс. Уже сегодня кризисная ситуация в мире всё более усугубляется, последовательно охватывая сферы продовольствия, энергетики, демографии, финансов и экономики, экологии, военных конфликтов, что указывает на трудно разрешимые социально-экономические, политические, научно-технические и экологические проблемы. Нынешнее поколение Человечества уже обрекло планету на процесс глобального потепления, а также накопило военный потенциал своего многократного самоуничтожения.

Выдающийся российский учёный и философ Н.Н. Моисеев (1917-2000 г.г.) пришёл к выводу, что человечество ныне быстро скатывается к глобальной экологической катастрофе. «Антропогенная нагрузка на биосферу возрастает стремительно и близка к критической. Человек подошёл к пределу, который нельзя переступать ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг - и человечество сорвётся в пропасть. Одно необдуманное решение - и биологический вид Homo sapiens может исчезнуть с лица Земли» (Моисеев Н.Н. Новая планета. М., 1996. С. 5.).
Третье тысячелетие цивилизованного человечества по времени совпало с переходом его на качественно новую форму развития, получившую уже название «экологическая цивилизация». В центре этой цивилизации стоит вопрос о качестве воспитания, и прежде всего нравственного воспитания. Уроки предыдущей, техногенной цивилизации обнажили глобальные проблемы развития общества, в котором на первый план были выдвинуты задачи сохранения мира, преодоления разрыва в социально-экономическом развитии разных стран, решения экологических проблем, демографических, сырьевых и продовольственных вопросов, а также развития, совершенствования образования, здравоохранения и т.д. Однако несбалансированные взаимоотношения людей в обществе и игнорирование ими же законов сохранения естественной природы привели Человечество к глобальному экологическому кризису, в результате чего в природе и начались необратимые процессы, угрожающие здоровью людей и их благополучию.
С особой остротой все эти проблемы встали перед современной Россией, для которой задача стоит, по сути, об её спасении или историческом выживании. На фоне усложнения современных проблем жизни (угроза мировой безопасности, рост этнонациональных и межрелигиозных конфликтов, загрязнение среды обитания людей, снижение биологического разнообразия природы) особое значение приобрёл такой человеческий фактор, как духовно-нравственная составляющая часть сознания, ибо именно от неё во многом зависит характер воздействия самого человека на окружающий мир. В центре этой проблемы сегодня стоит вопрос о развитости и правильной сформированности менталитета человека, и, прежде всего, его сознания, в особенности, его нравственной составляющей, а также полноценной психики с наличием всех четырёх сигнальных подсистем, т.е. рефлексирующей не только на «проблемы в настоящем» (третья сигнальная подсистема), но и на «проблемы в будущем» (четвёртая сигнальная подсистема). Именно такой менталитет в первую очередь должен быть присущ политикам, изобретателям, управляющим, техническим специалистам и бизнес-предпринимателям.
Как свидетельствует история человечества, источником развития и совершенствования сознания, включая его нравственные аспекты, является философское переосмысление жизненной сущности, бытия, современной научной картины мира, накопление, сохранение и последующее повсеместное распространение и усвоение всеми людьми через систему образования и воспитания опыта их общественно-полезной, творческой и природоохранной деятельности.
Современная творческая жизнедеятельность людей в стране и в мире весьма динамична в основном благодаря стремительному обновлению научных знаний о мире, природе, обществе и самом человеке. Сегодня, когда наиболее активно развиваются наукоёмкие технологии и внедряются самые новейшие научно-технические достижения, практически необходимо переосмысление и воспитание более современных нравственных принципов, норм и требований общественного и экологического поведения. Происходящие в мире информационные, технологические и технические изменения требуют соответствующего изменения этических подходов в сфере общественных, технологических, бытовых, производственных, природоохранных, военных, международных и других отношений и деятельности. Современная философия нравственности, будучи качественно иной формой классической этики, должна играть сегодня более важную роль в жизни общества, реализуя свой духовный потенциал и внося новый вклад в оптимизацию современной жизни и деятельности всех специалистов, особенно учёных, раскрепощая их творческую потенцию, одновременно повышая их личную нравственную ответственность перед природой и обществом.
В основе моральных аспектов современной философии должны лежать принципиально иные нормы нравственности, новая система требований к людям и, прежде всего, к политикам, учёным, медикам, всем специалистам и общественным деятелям. Эта инновационная этика должна быть универсальной для всей планеты при всём различии цивилизаций населяющих её народов. Главная задача новой этики состоит в том, чтобы научиться находить, объединять и умножать те силы, консолидация которых способна находить решения и приостановить движение экосферы к экологической катастрофе. Такая этика должна стать философской базой для целенаправленного вмешательства в развитие главного на сегодняшний день аспекта мирового цивилизационного процесса - экологического. Для этого в систему научного знания после проведения обширной и глубокой программы исследований необходимо последовательно вносить значительные этические изменения.
На протяжении всей своей истории человечество вырабатывало правила морального поведения человека. Сегодня человечеству предстоит снизить уровень своих потребительских амбиций и подчинить свою жизнедеятельность новым, очень жёстким нравственным ограничениям, т.е. учиться согласовывать все свои действия с гуманным служением обществу, максимально сохраняя природу. Моральные, мировоззренческие, научно-естественные, научно-технические и социально-экономические «изобретения» «человека прошлого» в основном были направлены на решение задач покорения природы во имя безудержного потребления небольшой группы состоятельных людей при нищенском существовании большинства Человечества, а также завоевания мирового господства отдельными государствами. Самые великие достижения научной мысли Человечества всегда подчинялись этим задачам. В результате созданы самые страшные системы массового поражения, способные в случае их применения к многократному уничтожению всёго земного или околоземного. Итак, научно-технический прогресс, который до недавнего времени считался положительным процессом в разумной деятельности человека, поставил мир на грань экологической катастрофы и дальнейшего существования самого человечества, как уникального явления Вселенной.
Реально существующие и множащиеся в современном мире разного рода проблемы несут в себе явно выраженный этический характер. Их разрешение во многом зависит от того, насколько они осознаны людьми и как будут складываться отношения каждого отдельного человека к окружающей его среде: к природе и обществу. Сегодня человечество обречено выработать новый «Нравственный кодекс», в основе которого - личная и совместная ответственность за всё сотворённое вчера, сегодня и запланированное на завтра. Его следует не только выработать, но и повсеместно распространять на планете и воспитывать на его принципах всё нынеживущее и последующие поколения землян.
Таким образом, человечество находится перед выбором: либо вымереть, т.е. самоуничтожиться, либо перейти к следующему этапу своего существования и развития - к принципиально новой организации жизнедеятельности в обществе, протекающей под контролем и влиянием повсеместно воспитанного современного инновационного сознания с возросшей ролью духовно-нравственных аспектов. Для преодоления цивилизационного кризиса взаимоотношений в обществе людей и бездумного отношения к естественной природе должны радикально измениться этические принципы в направлении нравственного императива. «Нужно, - справедливо писал Н.Н. Моисеев, - учить детей новому отношению к природе, к иным взаимоотношениям между собой, ...нужно учить по-другому и тех, кому предстоит руководить коллективами людей» (В зоне неопределённости.//Наука и религия. 1989. № 2.).
С учётом изложенного одним из важнейших аспектов современного инновационного сознания должна стать биоэтика, как новый нравственный императив в современной жизни и деятельности людей, требующий от них учиться жить в гармонии с природой, разумно взаимодействовать между собой, используя при этом все новейшие научно-технические и технологические возможности для обеспечения своего не только настоящего, но и будущего. Биоэтика как раз и родилась в середине ХХ века для разумного и осознанного использования биосоциокультурных законов. По мере изменения условий жизни меняются и требования к новым обстоятельствам совместного проживания, т.е. меняются те или иные нравственные принципы и правила поведения. Чтобы современному человеку выжить и, более того, достойно жить и действовать в усложняющемся мире, мало быть порядочным человеком, хорошо информированным и много знающим специалистом, надо стать ещё и мудрой личностью. А она должна понимать, что человека делает личностью её приверженность таким высоким гуманным ценностям как справедливость, честь, достоинство, взаимосвязь интеллекта и нравственности и т.п.
Обогащение сознания людей всеми названными ценностными идеалами во многом зависит как от их профессиональной подготовки, как специалистов, но прежде всего от их этической компетентности, приобретённой в системе гражданского образования и воспитания.

Таким образом, картина общежития на планете после сформирования у большинства Человечества современного инновационного сознания должна трансформироваться следующим образом:

Сфера
Нынешнее состояние
Как должно быть

Политика

Процветает «демагогия», коррупция, амбиции жажды власти, социальное расслоение, безнаказанность, аморальность.

Всё подчинено разуму, социальной справедливости, ответственности, высоким нравственным нормам.

Экономика

Массовые спекуляции, нерациональность, нерыночность, политический протекционизм, неэффективность, расточительность.

Рациональное использование материальных и природных ресурсов, природосбережение, эффективность и рациональность, социальная направленность.

Бизнес

Недобросовестность, стремление к наживе, получению прибыли любыми методами, даже аморальными, экологическая нечистоплотность, неэффективность.

Порядочность, умеренная, общественно контролируемая прибыль, добросовестность, экологическая, социальная и технологическая ответственность, справедливость.

Потребление

В зависимости от доходов - от неразумно завышенного до нищенски недостаточного.

Умеренно-достаточное, среднее, меняющееся в зависимости от приносимой обществу пользы.

Экология

Незащищённая, попираемая, загрязняемая и замусориваемая в планетарном масштабе.

Охраняемая законами, совестью и сознанием ВСЕХ членов Человечества.

Этика

Безнравственность, низкая культура поведения, вседозволенность, безнаказанность.

Благовоспитанность, высокая культура поведения и общежития, добропорядочность, благородство и сострадание.

Образование

Направлено на извлечение денег у населения, несистемные знания, часто малополезные, и недодача необходимых знаний.

В основном бесплатное для населения, чётко выверенный объём и состав полезных и необходимых для жизни знаний.

СМИ

В большинстве бездуховные, безнравственные, направленные на поддержание либо власть имущих, либо проплачивающих вещание или печать.

Информационный характер о событиях, воспитательные и образовательные функции в сфере морали, науки, культуры, истории, патриотизма и спорта.

Медицина

Направлена на извлечение денег у населения, даже путём его заражения, взамен малоквалифицированная помощь, отсутствие систематических обследований и профилактики.

В основном бесплатная для населения, высококвалифицированная и своевременная медицинская помощь, основной упор - на систематические обследования и профилактику.

Военная

Создание негуманных средств массового уничтожения населения, невзирая на его состав и идеологию сознания. Накопленная в разных точках планеты мощь способна многократно самоуничтожить Человечество, даже случайным образом или неподконтрольным (террористическим) способом.

Постепенное подчинение оружия массового уничтожения наднациональным органам управления Человечеством, его поэтапная деструкция, сведение функции вооруженных сил до миротворческих, антитеррористических и миссионерских целей, борьбе со стихийными бедствиями и нелюдями.

Демографическая

Безудержный рост населения без учёта экологических последствий, продовольственных возможностей, обеспечения вновь нарождающихся членов Человечества надлежащим образованием, медицинским обслуживанием, трудоустройством.

Плановый рост населения в зависимости от условий проживания, возможности экологической безопасности биосферы, обеспечения продовольственными и образовательными ресурсами, надлежащим медобслуживанием, последующим трудоустройством.

Конфессинальная

Межрелигиозное противостояние, борьба между собой за паству 400 теистических конфессий, противостояние науке и научным знаниям, пренебрежение вплоть до враждебности к неверующим в мифологемы с одновременными демагогическими призывами к толерантности.

Принятие как данность верующих в мифологемы, противопоставление научных знаний невежеству, их системное изучение и распространение, умножение через образовательные, воспитательные и просветительные процессы светского сообщества как будущности Человечества

Международная

Всеобщая идеология потребительства под маской демократии, межгосударственное соперничество и глобальная конкуренция экономик, сколачивание противоборствующих союзов и блоков разной степени враждебности друг к другу, борьба за гегемонизм, мировое лидерство и превосходство как основы мирового господства.

Межгосударственное сотрудничество, объединение усилий для выработки совместных решений проблем «настоящего» и «будущего», создание наднациональных органов самоорганизации и управления жизни всего Человечества как единой команды космического корабля «Земля», перемещающегося в одиночестве по просторам Вселенной.

Российское общество должно качественно меняться совместно со всем человечеством. В нём необходимо наладить, как это делается в наиболее цивилизованных странах, систему гражданского образования и воспитание, избрав для этого выработанные человечеством наиболее оптимальные философские учения. К решению этой задачи должны быть привлечены наиболее прогрессивные силы гражданского общества: Российская академия наук, система общего образования и просвещения, Общество «Знание» России, Российское философское общество, «Лига здоровья нации» и другие. Помимо этого важнейшим средством ускорения формирования у населения современного инновационного сознания и высокой культуры поведения должно стать создание общественных «СОВЕТОВ по нравственности» и «Комиссий по этике» всех уровней, максимально охватывающих гражданское общество.
Важным шагом государственного значения должно стать всенародное принятие «Нравственного манифеста», который окажет положительное влияние на развитие общественного сознания.
Сегодня перед каждым человеком и всем человечеством стоит глобальная задача поиска дальнейшего пути развития и строительства на качественно новых моральных основах более совершенного общественного здания для жизнедеятельности Человечества с принципиально иными нравственными устремлениями. Обновление смысла жизни современного человека должно состоять прежде всего в осознании им собственного достоинства и самоуважения при удовлетворительном уровне материальных благ и средств к разумному существованию в жизни, которая оставляет силы для научного творчества, развития духовной культуры и полезной общественной деятельности. В любом случае Человечество поставлено перед фактом необходимости изменить характер своей жизни и своего отношения к идеям разума, моральным принципам, вопросам сохранения биосферы. Этот постулат должен быть доведён до сознания каждого человека на Земле, чтобы помочь ему сделать правильный и осознанный выбор.
Только тогда можно смело утверждать справедливость смыслового тождества: «Через инновационное сознание - в новый мир 3-его тысячелетия!».

[ На главную страницу ]

Хостинг от uCoz