[ На главную страницу ]

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Оглавление

  1. Введение
  2. Содержание «Программы гражданского образования и светского воспитания» и обоснование необходимости её реализации
  3. Коррупция как проблема национальной безопасности
  4. Эволюция коррупционной преступности и опыт борьбы с ней
  5. О перспективах борьбы с коррупцией в России

I. Введение

Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации» (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом РФ «Об образовании» с учётом предложений федеральных органов и неправительственных организаций, мирового опыта и практики обучения гражданственности через образование и программ «Образование для всех».

Программа направлена на развёртывание в стране современной системы гражданского и светского обучения, воспитания и просвещения населения России с целью формирования у граждан современного инновационного сознания, развития конкурентоспособного менталитета, повышения уровня их цивилизованности, нравственности и гражданской, светской культуры поведения, что должно содействовать консолидации гражданского общества, формированию ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ (по формулировке ООН) и в итоге позволит более эффективно проводить государственную политику России по реализации и отстаиванию национальных интересов и приоритетов как внутри страны, так и в мировом сообществе.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы россиян, предусматривает охват всего населения Российской Федерации и определяет основные принципы, пути и этапы становления, развития и координации системы гражданского образования, воспитания и просвещения.

Программа основывается на общегуманистических и общечеловеческих ценностях, на принципах научности, демократизма, равнодоступности, одинаковости понимания, системности и преемственности, учитывает исторические, социальные, ментальные и этические особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского воспитания, образования и просвещения, а также рекомендации ЮНЕСКО.

Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. Разработчиком и общественным координатором Программы является в соответствии со своим Уставом Общество «Знание» России.

II. Содержание «Программы гражданского образования и светского воспитания» и обоснование необходимости её реализации

Социально-экономические изменения, последовавшие за распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике, социальная дифференциация общества, резкое обнищание большей части жителей страны, приведшие к девальвации духовно-нравственных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание россиян, характерными чертами которого стали: упадок нравов, вакуум подлинных ценностей и снижение гражданской ответственности населения. Это вызвало снижение уровня образованности и культуры, нравственности и патриотизма у жителей страны, одновременно повысив пренебрежение к разуму, морали, здравому смыслу, правам и обязанностям человека и гражданина, что стало причиной неуважительного, а подчас и циничного отношения к закону, к согражданам, к обществу, к социальным и государственным институтам страны.

Наблюдающийся в стране низкий уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства в условиях недостаточной разработанности государственной политики в области формирования национального сознания и светской культуры, включая культуру поведения, отсутствие эффективных механизмов их распространения, вызывают всё больший рост гражданского невежества и бескультурья населения, а вместе с ними коррупции, воровства и мошенничества, бандитизма и криминала, способствующие усилению этнической и конфессиональной нетерпимости, ксенофобии, а также увеличению числа религиозных и межэтнических конфликтов, актов вандализма, экстремизма и терроризма, беспризорных и безнадзорных детей. Гражданская и экологическая безграмотность населения, его политическая пассивность и правовая некомпетентность ведут к утрате жизненных смыслов и нездоровому образу жизни, что снижает жизнестойкость нации и способствует её вымиранию. Они же являются факторами, сдерживающими национальное развитие, что в конечном счёте угрожает национальной и государственной безопасности страны.

Выработка и реализация единой, скоординированной государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, направленной на формирование зрелой гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей посредством воспитания, образования и просвещения такие ценности, как разум, нравственность, патриотизм, ответственность, совесть, права, обязанности и свободы человека, мир, демократическое и разумное участие в жизни общества, уважение к истории России и её народов, веротерпимость и толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог – является актуальной задачей стратегии развития страны.

Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют его как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических, формирования новых, прогрессивных жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель – готовить людей, умеющих не только жить и действовать в гражданском обществе и правовом, светском государстве, но и сознавать национальные приоритеты, активно участвовать в реализации национальных проектов – может быть достигнута только с помощью гражданского образования. Выполнение этой сложной задачи предполагает формирование всеобъемлющей системы гражданского образования и светского воспитания россиян, обеспечения его непрерывности, доступности, разумного единообразия его методологических и нравственных – общегуманистических и общечеловеческих – принципов, повышение его качества и эффективности.

Ценностный (аксиологический) подход к гражданскому обучению, воспитанию и просвещению может быть реализован на основе взаимной адаптации общепризнанных ценностей отечественной и мировой культуры с учётом региональных особенностей и традиций народного быта и самоуправления.

История полиэтнического народа России, благополучных наций мирового сообщества доказала значимость и важность формирования в человеческом сознании таких общепризнанных ценностей, как разум, нравственная зрелость (сознательность), патриотизм, служение Отечеству, милосердие и способность к сопереживанию (эмпатии), справедливость, толерантность (терпимость к другим народам, людям, культурам, верованиям и убеждениям), их приоритетность над материально-прагматическими установками, такими как безудержное стремление к деньгам, власти, собственности. Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода и ответственность, права и обязанности человека, равенство людей перед законом, гражданская и общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благополучие как условие достойной жизни человека. Необходимость согласования и гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития как планетарного сообщества людей.

Гражданское образование населения страны, а также лиц иностранного происхождения, желающих получить российское гражданство, является одной из главнейших функций государства и направлено на получение жителями страны необходимого минимума гражданских знаний как для формирования здорового мировоззрения личности, так и эффективного участия гражданина России в общественной жизни страны. Без овладения этими знаниями и их активного использования в общественной жизни гражданство может иметь только формальный характер и население в этом случае неспособно быть консолидированным и сформировать полноценное гражданское общество.
Процесс гражданского образования является беспрерывным, обеспечивающим преемственность, кумулятивность и постоянную модернизацию.

Гражданское образование направлено на:

а) изучение основных прав и обязанностей человека и гражданина, научение умению пользоваться ими, умению уважать права человека и основные свободы, познание норм и правил светского поведения, ценностных ориентиров, этических, правовых, экологических и эстетических устоев цивилизованного общества;
б) формирование современного инновационного конкурентоспособного сознания, полное и всестороннее развитие менталитета человеческой личности, укрепление её стремления к разуму, к труду, творческому созиданию, обретению сознательности, ответственности и чувства человеческого достоинства;
в) развитие взаимопонимания и взаимоподдержки между людьми, между согражданами, воспитание чувства сострадания, укрепление равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и народностями, распространение толерантности и терпимости к этническому, культурному, религиозному и мировоззренческому разнообразию, одновременно осуждая и противодействуя невежеству и бескультурью, актам вандализма, экстремизма и терроризма;
г) содействие поддержанию гражданского мира и сотрудничества, стремления к диалогу и разрешению конфликтов между индивидами и общественными группами, достижение консенсуса, общения и конструктивного взаимодействия в рамках единого гражданского общества – ОБЪЕДИНЕННОЙ НАЦИИ россиян (по формулировке ООН);
д) укрепление социальной справедливости и устойчивости развития в интересах человека и гражданина, поддержание взаимной ответственности: граждан – за достойный отбор своих сограждан в органы власти, органов власти – за повышение качества жизни своих сограждан, за отстаивание национальных интересов, за улучшение макростатистических показателей в стране и упрочение геополитического положения государства в мире.

Гражданское образование – это общественно-государственная, социально ориентированная развивающаяся система непрерывного просвещения и воспитания, направленная на овладение основами гражданской грамотности, приучение, научение населения навыкам цивилизованности и культуры светского поведения, его своевременную информированность, формирование гражданской компетентности, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и государства.

Цель гражданского образования как единства обучения, воспитания и просвещения – формирование на основе общепризнанных человеческих ценностей и общепринятой в цивилизованном мире светской культуры полноценных граждан страны: высоконравственных, общественно-активных, социально компетентных, трудолюбивых, патриотичных, интеллигентных, наделенных разумом и гражданским самосознанием личностей, нацеленных на созидание, умеющих отстаивать свои права и интересы, одновременно учитывая и уважая интересы, потребности и права других людей.

Гражданское образование, светское воспитание и политическое и мировоззренческое просвещение являются важным условием защиты, поддержки и развития демократических и ноократических (ноократия – власть разума) достижений, культурных устоев общества, формирование у населения гражданской компетентности, включающей в себя:

  • компетентность в области национальных интересов, т.е. знание национальных интересов своей страны и их отличие от национальных интересов других стран, знание особенностей патриотичного и непатриотичного поведения, патриотической деятельности, умение определять степень патриотичности в своих поступках и в действиях других сограждан, знание национальных проектов страны;
  • компетентность в политико-правовой сфере, т.е. умение реализовать права и обязанности по выполнению функций гражданина как субъекта правовых и политических норм, умение выдвигать и избирать в органы государственной власти и местного самоуправления наиболее достойных сограждан, способных наиболее эффективно выполнять свои функции в случае их избрания в государственные или местные органы;
  • нравственную компетентность как совокупность этических знаний и умений совершать рациональные и ответственные поступки, а также этически грамотно оценивать с позиций высокой морали как своё поведение, так и поведение сограждан, в особенности работающих в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • цивилизационную компетентность, опирающуюся на знание культуры светского поведения и политкорректность, умение разбираться в конфессиональном разнообразии и особенностях этнических и религиозных традиций и ценностных ориентиров, их цивилизованности и социальной полезности, различать признаки агрессивного невежества, бескультурья, социальных патологий, ксенофобии, ультранационализма, религиозной нетерпимости, догматизма и экстремизма, вандализма и терроризма;
  • компетентность в социально-экономической сфере, предполагающую наличие навыков позитивного созидания и трудолюбия, осведомленность о собственных профессиональных склонностях, способностях и возможностях, умение ориентироваться в сфере рыночных и государственных отношений, трудовом и налоговом законодательстве, навыки организации труда и трудового процесса, знание норм трудовой, коллективной и корпоративной этики и т.д.;
  • компетентность в области экологии и демографии, т.е. понимание зависимости условий человеческого существования от сохранения и защиты окружающей среды, эмиграционных и миграционных процессов, навыки поддержания чистоты и порядка в семье, ближайшем окружении и на природе в целом, понимание уникальности природы, любовь к ней, нетерпимость к бытовым и промышленными загрязнениям окружающей среды;
  • компетентность в области эстетики - умение разумно-эстетически относиться к себе, ближайшему окружению и природе, способность украшать и облагораживать места своего обитания - семейное жилище, рабочее место, места общего пользования, зоны отдыха и т.д.;
  • коммуникативная компетентность, т.е. обладание чувством согражданства, способности к кооперации с другими согражданами в целях взаимодействия по решению насущных социальных проблем на различных по уровню территориальных образованиях - от квартиры и лестничной площадки, подъезда жилого дома и двора до улицы, посёлка, района, города, региона, страны в целом;
  • компетентность в области социальной, общественной и национальной безопасности: нетерпимость в отношении социальных пороков общества - алкоголизма, наркомании, коррупции, мошенничества, шарлатанства, воровства, разбоя, бандитизма, хулиганства, табакокурения, сквернословия и других антиобщественным форм поведения - и носителей их проявлений;
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности: знание одобренных и рекомендуемых Экспертным советом Программы воспитательно-образовательно- просветительских печатных, видио-, аудио-, теле-, кино- и Интернет-материалов, умение вести самостоятельный поиск и освоение информации из различных источников, умение её анализировать, критически осмысливать и использовать для совершенствования своей гражданской деятельности.


    Гражданское образование направлено на:

    Гражданское образование направлено на:

    Гражданское образование направлено на:

    [ На главную страницу ]