§4. Этика рождения и смерти человека
Говоря о светском поведении человека, об этике его жизни, нельзя не упомянуть два важнейших момента, связанных с жизнью каждого индивида: начало периода индивидуальной жизни – рождение человека, и конец жизни – смерть человека. Но если о рождении принято говорить с некоторой радостью, хотя известно, что человек рождается в муках матери, то о моменте ухода из жизни человека почему-то всегда говорят со скорбью, будто это не столь же естественный момент жизни индивида, как и начало его жизни.
Рождение человека – до сих пор не до конца осознанное явление в жизни общества, в жизни человечества. Момент появления на свет нового члена у нецивилизованных народов вообще мало интересует общество и полностью отдается на откуп родителям, либо религиозным структурам.
Начать хотя бы с понимания самого момента зарождения человека, который мало чем отличается от момента зарождения любого нового высшего организма, любого животного. Наукой давно установлено, что жизнь каждого индивидуума начинается сразу же в момент соития его родителей, как только соединились, слились воедино две человеческие клетки-гаметы: мужская – сперматозоид, и женская – яйцеклетка. Всё, единый человеческий организм образовался! Планцета прикрепилась к стенке матки, процесс пошел – новая жизнь со своей индивидуальной судьбою зародилась, и начался ее внутриутробный период, хотел бы этого кто или не хотел.
Весь первичный период жизни человека протекает, как известно, внутри организма родительницы – в материнской утробе в течение 9 месяцев, в продолжение которых зародыш развивается до того момента, когда он может безболезненно выйти из организма матери, отделиться от него и жить автономно в обычных условиях рядом с ней. Вот этот-то момент появления на свет из чрева матери у нормальных, цивилизованный людей принято считать лишь проходным эпизодом выхода ребенка из материнской утробы и для фиксации дня его рождения в документ о рождении прибавляют искомые 9 месяцев внутриутробного развития.
В цивилизованных странах прибавляют, а в нецивилизованных нет. Среди невежественных людей днем рождения по-прежнему считают выход девятимесячного (или семимесячного) ребенка из чрева матери, как будто до этого его не существовало или факт его появления на свет – большая проблема. Вот почему у многих матерей с низким сознанием к нахождению уже родившихся детей в их собственной утробе наплевательское отношение: они продолжают употребление алкоголя, сигарет, часто ведут нездоровый образ жизни. Более того, внутриутробного ребенка вообще могут беспричинно убить, сделав аборт, и никто не понесет за это наказания.
Мнимый «день рождения», а фактически день появления на свет из материнской утробы невежественные люди отмечают потом как «событие» всю жизнь, а фактический день рождения, гораздо более важный по значению, никто затем не вспоминает и не отмечает.
Неверное трактование фактического дня рождения влечет за собой и мнимость всех астрологических предсказаний, но мало кто задумывается об этом.
Исходя из этого, с точки зрения светской этики было бы правильно не только ввести во всех странах более правильный порядок документального фиксирования фактического дня рождения, тем более сейчас, когда для врачей не составляет никакого труда определить точный день зачатия, но и отмечать именно этот день как день рождения, лишая таким образом законодательным путем родителей возможности безответственно относиться к беззащитному человеку, пока он пребывает в утробе матери. Уже тогда он имеет все права на ЖИЗНЬ, на правильное кормление и даже на внутриутробное воспитание.
Поэтому светское общество в лице светского государства должно встать на защиту прав беззащитных внутриутробных младенцев. Оно же должно ввести специальный светский ритуал праздничной регистрации дня рождения человека через три или шесть месяцев после его фактического дня рождения, т.е. пока он еще находится в утробе матери. Такой порядок регистрации дня рождения делает нравственно безответственным любое прерывание беременности, т.е. новой жизни – фактическое убийство уже начавшего жить с момента своего зачатия человека.
Таким образом, к тяжким светским преступлениям со стороны родителей следует относить покушение на жизнь ребенка путем его убийства посредством аборта (законодательно считая, что аборт – это не «прерывание беременности» женщины, это прерывание жизни нового человека, лишения его возможности появиться на свет), а также отказ взять ребенка в семью из родильного дома, т.е. отказаться от него, после его появления на свет.
Вполне естественно, что на первом месте среди ценностей у цивилизованных, культурных народов стоит жизнь. Но в России, например, эта ценность в последнее время сильно девальвировалась. За небольшую сумму в долларах любого могут ее лишить «по заказу» (хотя в то же время формально даже введен мораторий на смертную казнь). Именно поэтому никто не обращает внимание на то, что ежегодно в стране вымирает около 1 миллиона сограждан.
И уж точно никто не ведет подсчет, сколько россиян гибнет в результате вроде бы формально узаконенных убийств – абортов (по официальным и неофициальным данным – от 4-х до 7 млн. случаев ежегодно). Здесь никто «смертную казнь» младенцев не отменяет и никаких мораториев не вводит, а из стволовых клеток не могущих еще за себя постоять невинных младенцев делают современные лекарства для других, пожелавших омолодиться уже зрелых людей. Где здесь человеколюбие и нравственность? Где правозащитники? Где цивилизованность?! Между тем, во многих странах Южной Америки, Азии и Африки за прерывание беременности и врачам, и женщинам грозят различные сроки лишения свободы, т.е. действительно как за «убийство».
Брошенный ребенок, будь то беспризорный или безнадзорный – это позор для общества, для светского государства, свидетельство его нецивилизованности, некомпетентности индивидов во власти и делегировавшего их туда гражданского общества, а вернее, еще одно свидетельство отсутствия такового.
Особо происходит рождение нашего Я (эго), с которым мы непременно связываем СВОЮ жизнь. Этот момент в жизни человека не менее важен, чем его физиологическое рождение. Оно является результатом естественного развития нашего индивидуального организма, а также присущих только ему сознания и самосознания, долговременной памяти. Это происходит где-то на втором-третьем году жизни индивида, но окончательно Я сформировывается в момент определенной зрелости сознания. У некоторых индивидов сознание полностью недоразвивается и тогда недоразвитым у них остается и их персональное Я, которое остается на уровне как, например, у шимпанзе, коровы или курицы. Поэтому празднование и последующее ежегодное отмечание рождение собственного Я намного важней, чем празднование именин.
Не меньше предрассудков и домыслов существует в обществе и с моментом естественно-природного завершения жизненного пути человеком, с моментом его смерти. С возрастом по мере угасания сознания (если оно вообще успело должным образом развиться) постепенно угасает прежде всего наше Я, и оно полностью исчезает, как только мы «теряем» наше сознание. Это не всегда совпадает с моментом прекращения жизнедеятельности всего организма. Поэтому существует несколько смертей: отмирание нашего Я, а также смерти: функциональная, клиническая, биологическая, физиологическая, химическая. Вместе с тем установлено, что отдельные человеческие органы остаются биологически «живыми» еще несколько минут после клинической смерти. Электромагнитное поле человека, так называемая аура, или «душа» человека затухает в течение трех дней. «Бренное» тело (мягкие ткани) разлагаются в течение трех лет и более. Человеческие кости могут разрушаться сотни, а иногда и тысячи лет.
Характерным примером осознания раздельного, независимого умирания нашего Я задолго до клинической смерти является постепенный уход из жизни экс-президента США Рональда Рейгана, который, заболев болезнью Альцгеймера, разрушающей память человека, и зная ее последствия, связанные с отмиранием сознания – Я, заранее официально простился с нацией за много лет до своей физиологической смерти.
Так или иначе, но, по мнению философа Эпикура, страх перед богами и страх смерти являются главными препятствиями достижению абсолютно счастливого состояния человека.
Да, смерть человека, как и его болезни – это те области знаний, куда, в отличие от рождения человеку вторгаться бывает не совсем приятно. Особенно этого не хочется делать в молодости, когда, как кажется, все это так далеко впереди. Не менее приятно обсуждать ведь и такие понятия как воровство, обман, мошенничество, алкоголизм и т.п. явления. Но если последние можно избежать по жизни, то смерть избежать еще никому не удавалось.
«Умереть – это одна из налагаемых жизнью обязанностей», – писал в этой связи римский философ Сенека. «Жизнь, – утверждал он, – как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна».
И действительно, нам ежедневно показывают десятки фильмов: художественных и исторических, где люди умирают или их убивают чуть ли не каждую минуту. «Это все другие люди, меня это мало касается», – обычно думает каждый. Нам и правда кажется, что все это как забавная игра для щекотания нервов, для добавки адреналина.
Даже когда приходится быть очевидцем реальной автокатастрофы или присутствовать на похоронах соседа, коллеги по работе, друга или родственника, все равно мысль о том, что все это касается только других, а не меня не покидает сознания. Смерть же в итоге не обходит НИКОГО. Каждый индивид вне зависимости от наличия у него богатства, власти и интеллекта с ней рано или поздно встретится. Таков объективный закон материальной жизни.
«Вера в бессмертие, – писал Эпикур, – родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила нам. Но мудрый найдет это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, а когда наступит пора смерти – насыщенному отойти от стола жизни, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать и с вечностью».
С рождением индивида в тот же момент запускаются биологические часы созревания организма и его последующего старения, которые останавливаются в неизбежный момент естественной смерти индивида. В этой связи заслуживают внимания мысли Сенеки о проблеме времени и его важности для человека. Он считал, что время – самое важное, что есть у человека, поэтому его необходимо всячески беречь. Свои «Нравственные письма к Луциллию он начинает словами: «Сенека приветствует Луциллия! Так и поступай, мой Луциллий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всего – потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую – на безделье и всю жизнь – не на те дела, что нужно. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди, а большая часть ее у нас за плечами, – ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти».
Итак, живя, мы умираем всю жизнь, максимально оттягивая конечный акт смерти. Поэтому несправедлив, неестественен только преждевременный конечный акт жизни-смерти от руки убийцы, несчастного случая или неизлечимой болезни. Все остальное – естественная норма.
Поэтому вопрос, связанный с концом светской жизни, может ставиться только в трех плоскостях:
1. Как максимально оттянуть наступление этого неизбежного момента, что делать, чтобы жизнь не прервалась внезапно, нелепо, т.е. как прожить подольше?
2. Чем наполнить жизнь, чтобы она протекала наиболее достойно и интересно?
3. Как готовиться к ее логическому естественному концу – финальному акту смерти, чтобы это не было мучительно больно и неприятно для других, а сам конечный акт жизни-смерти выглядел вполне достойно и негрустно?
Несмотря на то, что у многих на этом свете интерес почему-то вызывает именно «тот» свет, не стоит быть столь наивными и даже рассуждать о нереальных вещах, т.е. о том, что никакой загробной жизни не существует, не будет ни реинкарнации, ни переселения «души», ни встреч ни с Богом, ни с Аллахом, ни с раем, ни с адом, как и нет жизни после смерти и т.п. заблуждениях, навязываемых невежественным индивидам религиозными и сектантскими проповедниками в коммерческих целях. И если жизнь каждого человека возникла в соответствии со строго определенными законами диалектики материи и подготавливалась всеми поколениями его предшественников, но прежде всего его родителями, то и смерть соответственно является естественным процессом завершения материального существования живого организма. При этом «туда», «с собой» с этого света никому еще не удавалось ничего взять.
Великий полководец Александр Македонский, завоевавший почти весь мир, понял это лишь перед своей смертью. Поэтому, как свидетельствует История, он попросил похоронить его с открытыми руками с ладонями, повернутыми вверх, чтобы все люди могли видеть, что он уходит «туда» с пустыми руками, ничего не взяв с собой.
Более того, древние греки вообще считали смерть завершающей частью жизни и поэтому специально готовились к ней. Для них было очень важно, как умереть, какое мнение о себе оставить после своей смерти. Так, древнегреческий мудрец Солон говорил, что судить о человеке можно лишь после того, как он закончил свой земной путь, ибо для правильной его оценки важно не столько то, как он жил, сколько то, как он умирал. Воины предпочитали доблестную смерть в бою – умереть геройски. Философ Сократ, например, сознательно пошел на смерть, выпив чашу с ядом (хотя мог бежать из тюрьмы), чтобы потомки помнили о нем не как о «сбежавшем из тюрьмы», а как о законопослушном гражданине, подчинившемся действующему закону.
Своеобразно умирал на острове Св. Елены Наполеон Бонапарт, надиктовывая свои мемуары.
Много загадочного в смерти императора Александра I, якобы инсценировавшего официальный ритуал своего захоронения и ставшего старцем Федором Кузьмичом. Необычны и интересны по-своему кончины многих русских царей и последующих правителей России.
Особенное значение ритуалу смерти всегда придавалось в Японии. Достаточно вспомнить ритуал харакири самураев, отважную гибель камикадзе, включая ход их подготовки к добровольной смерти.
Немецкий философ Хайдеггер утверждал, что реализация смерти – ключ к аутентичности. Признавая, что смерть превращает все в бессмысленное и прекращает все возможности, мы приходим к выводу, – говорил он, – что мы можем или противостоять этому факту, или уйти от него. Принять его полностью – означает не отвергать участие в жизни мира, а просто видеть деятельность мира внутри контекста знания смерти и противостоять абсурдности той жизни, которая имела перед собой ничто и за которой последует то же ничто. Именно это понимание и может заставить человека принять ответственность за свое существование, – считал он.
Любому образованному человеку известно, что после смерти физическое тело человека распадается на свои неорганические составляющие элементы. В то же время сам он может продолжить жизнь только в двух формах:
1. В генах своих потомков, если они есть. Всем известно, как ревностно дедушки и бабушки пытаются узнать в лице и чертах характера внуков свои особенности: «Ну, вылитый я в молодости!»
2. В ноосфере, если там оказались зафиксированными на тот или иной период времени его деяния или открытия. Так, мы до сих пор знаем, изучаем и чтим интеллектуальные творения Архимеда и Аристотеля, Ньютона и Менделеева, Коперника и Лобачевского, Пушкина и Шекспира, и многих, многих других личностей, гениев, живших сотни и даже тысячи лет назад. Воспроизводя какую-то истину словами «Как утверждает Кант!….», мы говорим о нем, как о своем виртуальном современнике.
Всё! Других следов предыдущей жизни после смерти человека можно и не искать. Поэтому, если нет внуков и бессмертных творений (последнее надежней и предпочтительней), можете быть уверены, для человечества, а уж тем более для себя, вы умерли НАВСЕГДА.
Графически это можно отобразить следующим образом:
Стоит ли от этого расстраиваться и впадать в отчаяние? С философской точки зрения – не стоит, если вы прожили полноценную по времени и достойную по содержанию жизнь. Это лучший результат, чего можно добиться за этот срок. Главное – осознать самоценность проживаемой жизни, которая должна мериться не деньгами и особняками, не дорогими машинами и напитками, а добрыми деяниями, способными вызвать уважение у окружающих и добрую память у потомков.
Другими словами, жизнь дается человеку всего только один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за никчемно растраченное прошлое, чтобы, умирая, человек мог с гордостью сказать окружившим его близким людям, что прожил он не зря, что жизнь его была полноценной и имела наполненный и осознанный до конца смысл, что он с честью выполнил предопределенное судьбой общественное предназначение, т.е. что вся жизнь его была прожита достойно.
Со смертью, с ее ощущениями каждый человек сталкивается практически ежедневно, ложась спать – ведь во время сна отключаются от нормального функционирования многие органы человека, включая его головной мозг, а вместе с ним и сознание. Все они работают в режиме холостого хода – standby. Это хорошо отражено в стихотворении английского поэта Томаса Брауна «Religio Medici»:
“Sleep is a death… Oh, make me try
By sleeping, what it is to die,
And as gently lay my head
on my grave, as now my bed.”
В переводе это означает: «Сон – это смерть… Дайте же прочувствовать через сон, что такое умереть, и также спокойно положить свою голову на мою могилу, чем стала сейчас моя кровать».
Итак, первые сигналы смерти начинают стучаться в жизнь человека уже с первыми серьезными болезнями. Поэтому, если человек имеет здоровую наследственность от родителей, если сам заботится о своем здоровье с раннего возраста, то признаки серьезных болезней его должны потревожить не очень скоро.
Но даже если это и случится, необходимо мужественно бороться с возможным недугом, отдавая предпочтение естественным, натуральным лекарствам и прогрессивным способам лечения, стараясь минимально отвлекать других на помощь себе и противостоять болезням максимально самостоятельно.
Некоторые, испытав тяжелый недуг, отчаиваются, иногда даже пытаются прервать жизнь сами, но самоубийства обычно совершают люди с болезненно пораженным сознанием, либо очень одинокие люди.
Определенные особенности связаны со смертью нелюдей. Во-первых, часть своей жизни они проводят в изоляции за решеткой наподобие зверей, что уже нельзя считать полноценной светской жизнью. Во-вторых, их часто убивают другие, такие же нелюди. В любом случае их жизнь протекает примитивно, безынтересно, поскольку в силу своего примитивизма они не способны понимать счастье, подлинные интересы в жизни. Все у них мнимое, искусственное: и счастье, и интересы. Это несчастные человекообразные создания. И умирают они бесславно, либо после них остается только дурная, позорная слава, какой лучше и не желать никому.
Нормальный же человек, готовясь к достойной смерти должен думать об укреплении своего здоровья, заботиться о том, чтобы каждая минута его жизни протекала полноценно с пользой и интересом, а также, чтобы в последние свои годы он был окружен вниманием и заботой своих родственников и близкими друзьями, а сам мог делиться с ними опытом и знаниями, которые приходят только с годами.
Известно, что если человек правильно заботится о своем здоровье, он, как правило, умирает легко и безболезненно, или как говорят – во сне. Именно так умирают праведные люди.
Образец достойной смерти нам показал великий русский физиолог академик Иван Павлов, который не только не доставлял неприятности в связи с приближением смерти, но, почувствовав ее наступление, стал ставить самим ее фактом научный эксперимент, надиктовывая своим ученикам свои ощущения, которые он ощущал в этот период физического затухания организма.
Светское общество в лице светского государства должно и в этот момент помогать светским людям. В последнее время во многих странах строятся хосписы, больным все чаще по их просьбе делают эвтаназию, как крайний случай борьбы с очень болезненным неизлечимым недугом. Все это вполне объяснимо. Более того, было бы правильно также ввести специальный торжественный ритуал светского прощания с человеком в последние дни его осмысленной жизни и после смерти в момент захоронения.
Хороший обычай существует у некоторых народов, например, в Италии, когда человека помещают в семейный склеп рядом с его предками. Живущие потомки по надписям на захоронениях могут проследить свою родословную, добрым словом лишний раз вспоминая все предыдущие поколения членов своей семьи, заботясь о месте захоронения, твердо зная, что со временем и он когда-то ляжет вместе с ними, а его потомки будут продолжать их семейный род. Так должны умирать, думая о будущем, настоящие светские люди.
v v v