Глава IV.  Каким быть, чтобы стать и оставаться ЧЕЛОВЕКОМ

 

 

"Если существует наука, действительно нужная человеку, то это [философия, которая учит, как] подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком".

Иммануил Кант

 

 

Как уже отмечалось выше, существует два значения термина человек. Аристотель фактически первым дал два основных определения человека: человек – это а) разумное (мыслящее) и б) политическое (полисное) существо. Т.е., другими словами, во-первых, человек – это биологический вид, живая особь, одна из разновидностей животного мира – Homo sapience (человек разумный). Совсем недавно ученым удалось, наконец, полностью расшифровать ДНК шимпанзе и сравнить с генетическим кодом человека. Оказалось, что цепочка ДНК у обоих творений природы идентичны на 96%. Это служит еще одним доказательством происхождения человека от обезьяны и их несомненного видового родства между собой. Исследования показали, что расхождения между шимпанзе и человеком, имеющим общего предка, получили начало где-то 6 - 7 млн. лет тому назад.

Таким образом, утверждение конфессиональных проповедников о том, что человека создал некий Бог, получило еще одно научное опровержение. И это действительно так. Обратное могут утверждать только полные (дремучие) невежды, абсолютно незнакомые с объективными законами развития материи и эволюционными теориями дарвинизма, современными теориями о работе психики и структуре человеческого сознания.

В то же время указанные исследования показали, что человеческий индивид за столько миллионов лет генетически совсем недалеко ушел от своего видового сородича и природа на генетическим уровне мастерит лишь материальную основу организма человека, создавая своего рода «мозговые соты».

Кроме того, во-вторых, существует и другое значение термина человек – нравственно-статусное – Homo sapience sapience (звание действительно разумного и нравственного индивида, которого можно назвать человеком). Можно быть человеком-индивидуумом в первом значении и никогда не достичь уровня человека второго значения. Об этом известно в мире с давних пор. Существует историческая легенда про древнегреческого философа Диогена Синопского, который время от времени выходил в яркий солнечный день на базарную площадь с горящим факелом в руках и бродил по толпе с ищущим взглядом. На вопрос: «Кого ты ищешь?» он неизменно отвечал: «Ищу человека!» Т.е. даже днем с огнем в большом скоплении народа философ не мог встретить даже одного человека во втором понимании значения этого термина. Это свидетельствует, что уже тогда существовало понимание этой разницы, хотя большинство населения планеты, как отмечалось выше, не понимает, не ощущает ее до сих пор.

Понимал эту разницу и воспитатель российского императора Александра II русский поэт В.А, Жуковский и в своем «Послании» Александре Федоровне, матери будущего императора, по случаю его рождения он писал:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: ЧЕЛОВЕК!

Понимал эту разницу Иммануил Кант, судя по вышеприведенному эпиграфу, понимал ее Максим Горький, написавший философскую поэму под названием «ЧЕЛОВЕК», а также вложившего в уста героя одной из своих пьес знаменитые слова: «ЧЕЛОВЕК – это звучит гордо!». Понимал ее писатель Борис Полевой, написавшего «Повесть о настоящем ЧЕЛОВЕКЕ». Понимали ее многие, но, к сожалению, далеко не все даже сейчас, как бы этого ни хотелось.

Тем не менее, опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что, чтобы реально подняться над уровнем «шимпанзе» до уровня человека (во втором значении этого термина), индивид должен приложить немало, прежде всего умственных усилий и с помощью воспитания и образования заполнить «мозговые соты» «медом разума». Если этот процесс по какой-то причине не удалось вовремя запустить или он был осуществлен не в полной мере или недостаточно качественно, то есть все основания опасаться, что данный индивид так и останется на уровне «шимпанзе». В народе для такого рода индивидов издавна существует синонимичное прозвище – «чурка с глазами».

Но может произойти еще худшее, и индивид под дурным влиянием, против которого у него не будет иммунитета, даваемое воспитанием, опустится по наклонной еще ниже и перейдет в статусный разряд нелюдей. В любом случае без воспитания и образования требуемых искомых параметров человека он никогда не достигнет, почему и не получит законного права носить это высокое нравственно-статусное звание. Вот почему И. Кант, осознав это, сформулировал свой знаменитый тезис: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек… есть цель сама по себе».

Следует привыкнуть к мысли, что в природе в силу диалектического закона о движении в качестве существует определенное многообразие. Благодаря ему на Земле появились растения и животные и в итоге венец всего живого – человек. Но растение растению рознь: есть сорняки, есть растения-паразиты, а есть плодовые растения, злаковые, комнатные. С одними борются, пытаясь их уничтожить, другие сеют-размножают. То же самое в мире животных, где существуют звери-хищники, а есть мирные домашние животные. Поэтому одних отстреливают и уничтожают, за другими ухаживают, их разводят и дрессируют.

Вся эта аналогия целиком переносится и в мир людей. Люди только внешне выглядят похожими: две руки, две ноги, туловище, голова. Ментально все они могут представлять прямые противоположности, не готовые не только к взаимотерпению, но способные даже убить друг друга. И убивают, и продолжают вооружать свои армии все более убийственным оружием и проявлять свою ничем не провоцируемую агрессию.

Генетическая наследственность, а также громаднейшая разница в воспитании и образовании индивидов, приобретенном опыте и знаниях делит всё человеческое многообразие, как мы уже отмечали, по параметрам менталитета на несколько совершенно различных внутренне, но практически мало чем отличающихся внешне разновидностей людей, имеющих, как правило, совершенно различные жизненные установки и вносящих в дело развития общества далеко не идентичный, а часто, совершенно противоположный вклад.

Древнегреческий философ Сократ в свое время утверждал, что основной признак человека – это добродетельность для других, а также наличие сдержанности, мужества и справедливости. Другой мыслитель, видный французский философ Гельвеций полагал, что различные интересы являются главными пружинами человеческой деятельности и человека можно назвать добродетельным только тогда, когда его поступки в различных областях являются полезными: или данному лицу, или сообществу, или обществу в целом, при этом личными интересами становятся не только индивидуальные, но и общественные интересы. Он писал в этой связи, что «добродетельный человек не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, – такой человек невозможен, – а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным».

Все это так и с этим нельзя не согласиться. Однако, как уже неоднократно подчеркивалось выше, главным признаком человека все же следует считать наличие у индивидуума РАЗУМА, поскольку рассудок и разум являются двумя необходимыми атрибутами деятельности человеческого мышления. Главная функция рассудка – аналитическая. Разум же можно определить как проблемо-решательную функцию мозга. Еще его называют высшей формой теоретического освоения действительности и инструментом выбора наиболее адекватного поведения для безопасного в ней существования.

Без рассудочной деятельности мысль расплывчата и неопределенна, рассудок придает мышлению системность и логичность. Безрассудное думанье уводит размышления от истины. Но если мышление остается только рассудочным, оно легко может стать догматичным. В этом случае рассудок приобретает признаки предрассудка. В то же время разум имеет способность выдвигать со своей стороны совершено новые, казалось бы, невероятные идеи, выходящие за пределы прежних устоявшихся логических схем. Поэтому рассудок справедливо считается низшей, но крайне необходимой ступенью разума. С учетом этого необходимо всячески стремиться к их гармоничному соединению.

Предельные случаи отсутствие разума либо рассудка пытался отобразить в своем романе "Дон Кихот" писатель Сервантес, где Санчо Панса у него – человек без разума, а Дон Кихот – без рассудка.

В любом случае нормальные люди посредством воспитания и образования всегда стремятся в первую очередь стать обладателями рассудка и разума, отдавая в наборе ценностей им главное предпочтение. И уже затем, став с их помощью светски воспитанными и просвещенными, стараются поддерживать здоровый образ жизни, расширять свой кругозор, постоянно пополняя свои знания из ноосферных источников, соблюдать общепринятые в хорошем обществе нормы и правила поведения, или просто следовать эталонным или этикетным предписаниям, позитивно воздействовать на окружающий их мир, по мере своих способностей улучшая, совершенствуя среду своего обитания.

В то же время невоспитанные и невежественные индивиды обычно лишены как рассудка, так и разума. Поэтому их действия, как правило, нацелены в основном на разрушение, дестабилизацию, игнорирование всех правил и устоев. В этой связи разумная, просвещенная и воспитанная часть человеческого общества нормальна, здорова по определению и включает индивидов, наиболее соответствующих параметрам эталонного человека. Представители же неразумной, непросвещенной и невоспитанной части общества нормальными людьми называться не могут и вряд ли когда ими станут. Они способны лишь создавать проблемы и неудобства для нормальных людей. Имея параметры сознания и психики даже отдаленно не напоминающих искомые человеческие, они несут потенциальную опасность окружающему обществу, окружающей природе, человечеству в целом.

В результате полученных в процессе светского воспитания (самодовоспитания) и образования (самообразования) знаний человек должен стать обладателем приличного набора необходимых в жизни позитивных умений и навыков делать что-то полезное: готовить пищу, убирать и приукрашать жилище, дом, двор, ухаживать за одеждой, за техникой, за супругом, за родителями, растить и воспитывать детей, сажать деревья, цветы, правильно эксплуатировать и при необходимости ремонтировать бытовую технику, обучать хорошему других, при необходимости, оказывать им посильную помощь – в общем, обустраивать и облагораживать себя, других, окружающую среду своего обитания в целом.

Вместе с тем, он должен придерживаться правил экологии сознания и максимально избегать: засорения своего менталитета малополезными, балластными, мусорными знаниями, в т.ч. многочасовыми просмотрами по ТВ отупляющих футбольных и хоккейных матчей, боевиков, "ужастиков", мыльных сериалов и комедий, рекламы, истязать свое тело татуировками, пирсингами, проколками, посещать рок-, поп- и т.п. концерты, всяческие секты и неприличные сборища, вести пустые разговоры (ни о чем) как в личной беседе, так и по телефону, в интернет-чатах, да просто не допускать пустого времяпровождения (потерь, бесполезной траты времени).

Еще более он должен опасаться подпасть под тотальное воздействие негасферного влияния и приобрести, иметь в своем арсенале какие-либо порочные, вредные навыки и умения, вести нездоровый и/или аморальный образ жизни: курить, употреблять наркотики и крепкий алкоголь, воровать (красть), бить, ругаться и нецензурно выражаться, мусорить, обманывать (лгать), мошенничать, насиловать, грабить, хулиганить, бродяжничать, вымогать, играть в азартные игры, терроризировать, захватывать заложников, взрывать, совращать малолетних, брать и давать взятки и т.д.

Подытоживая вышесказанное, можно смело утверждать, что нормальный человек должен, прежде всего, осознавать, что "его генотип + фенотип (воспитание, образование) = его основное в жизни богатство".

   И, как говорил Кант в лекции "О педагогике": "Нужно обратить внимание каждого человека на необходимость ежедневного отчета перед самим собой, чтобы в конце своих дней можно было бы правильно определить ценность своей жизни".

Таким образом, в итоге всех последовательных этапов светского воспитания и образования должен сформироваться совершенный, вполне нормальный человек, который должен вести здоровый и нравственный образ жизни и проявлять в повседневной жизни общепризнанные манеры светского поведения, т.е. помимо своих интересов также знать и уважать интересы других, готовый нести счастье себе и окружающим его людям.

Английский теоретик социализма Роберт Оуэн на вопрос: «В чем состоит счастье человека?» незамысловато, но мудро отвечал: «В приятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей». Невольно напрашивается светское уточнение, которым обязательно следует дополнять данное определение – здоровых и разумных потребностей. А еще здесь было бы уместно вставить и утверждение Н.Г. Чернышевского о том, что правильно понятый общий интерес есть основа личного блага каждого.

В результате он должен обладать здоровым организмом, здоровым головным мозгом, в котором легко обнаруживается разум, подкрепленный здоровой, уравновешенной психикой с наличием всех четырех сигнальных подсистем, четко связанных с его сознанием, достаточным для жизни набором позитивных, наиболее эффективных и полезных навыков и умений, хорошо развитым, натренированным интеллектом не менее 100 единиц шкалы IQ, поддерживающим на высоком уровне его мыслительную деятельность и все виды памяти, и логикой хорошо развитого, правильно сформированного сознания с наличием всех 16 позитивных подсознаний.

Его каждодневное поведение должно опираться, направляться его индивидуальной культурной матрицей поведения, максимально близкой к эталонной культурной матрице поведения светского человека, которая в обязательном порядке должна содержать такие неотъемлемые ее фрагменты как: светские знания в объеме личностного минимума знаний, знания этики, трудовые навыки, трудолюбие и высокий профессионализм, все признаки гражданственности, включая патриотизм, правильную ценностную ориентацию, знания эстетики и биоэтики (экологических норм), азбуку гармонии своего физического состояния, умение бороться с пороками.

У него должны полностью сформироваться зрелое современное мировоззрение, опирающееся на максимально достижимый макро- и микрокругозор и включающее понятия в их предельно истинном понимании; шкала ценностей и пороков, близкая к эталонной; понятие о совести; представление об этапах развития менталитета вообще и факторах, на него влияющих, а также о собственных ментальных недостатках и преимуществах.

Он обязательно должен уметь следить за собой и своим жилищем, не болеть, поддерживать спортивный вид, разбираться в домашней бытовой и оргтехнике, иметь навыки воспитания и ухода за своими детьми, иметь профессию (желательно не одну), безопасно водить автомобиль, пользоваться компьютером и Интернетом, мобильным телефоном, знать и исполнять свои гражданские обязанности, владеть иностранным (желательно, как минимум, английским, еще лучше, если и каким-нибудь еще) языком, овладеть техникой «классического» секса (поскольку здоровый секс особенно в зрелом возрасте способствует поддержанию здорового тонуса в организме человека). В соответствии с этим он строит свой стиль жизни, придерживается установленных в обществе норм и правил поведения, стремясь приблизить их к эталонным – разумным, высококультурным и высоконравственным.

Он должен постоянно стремиться иметь менталитет, в целом максимально отвечающий своими параметрами последним (современным) требованиям развития человеческой цивилизации, благоприятным образом воздействовать на окружающую среду, общество, в итоге на все человечество (как ни странно это звучит), воспитывая лучшему других, облагораживая себя, свою семью, своих коллег и приятелей, свой дом, улицу, страну, т.е. максимально возможную часть планеты Земля.

Общество, чтобы оставаться жизнеспособным и иметь условия для своего дальнейшего устойчивого развития и совершенствования, должно поставить дело так, т.е. так соорганизоваться, чтобы:

1) Большинство его членов стремилось стать светскими людьми, интеллигентами, личностями, ориентируясь на соответствующие ментальные и нравственные параметры, эталоны, примеры и идеалы. Для этого среди обывателей должна вестись активная просветительская работа, в особенности среди обывателей с дурными наклонностями, так называемых «шимпанзе». Именно на это должна быть также нацелена вся государственная система воспитания и образования. Сфера ноосферного влияния должна максимально расширяться, охватывая все более широкие слои населения, а негасферного, напротив, сводиться к нулю. 

2) Очиститься от нелюдей путем их изоляции и последующего перевоспитания, если это возможно. Необходимо, чтобы нелюди выявлялись через соответствующие тесты и оценки и изолировались от нормального социума не тогда, когда они совершат тяжкие преступления, будь то в быту или на государственной службе, не тогда, когда они все настойчивее мешают развитию здоровых членов общества, а тогда, когда они еще только пытаются проникнуть во все сферы государственного и общественного устройства, когда уже своим недостойным поведением и образом жизни они настойчиво привлекают к себе внимание. Уже тогда общество обязано им это внимание уделить, применив к ним соответствующие изолирующие и исправительные меры. "На то дан человеку разум, – говорил Лев Толстой, – чтоб избавиться от того, что его беспокоит".

Адекватная реакция на все проявления нелюдских поведения и суждений свидетельствует о нравственном здоровье данного общества, о нормальной рефлективности общественной психики. Напротив, игнорирование поведения нелюдей во всех проявлениях, включая такие распространенные, как дезинформация, пошлость и жестокость в СМИ, вымогательство во всех формах, крупные финансовые мошенничества (что особенно актуально в настоящее время), т.е. отсутствие в обществе надлежащей реакции на подобное – социальная арефлексия, говорит, что само такое общество не совсем здорово, нормально и люди с нормально развитым сознанием, присутствующие в нем, должны бить тревогу, обращая на это внимание тех, у кого психика на данные виды раздражений должным образом не реагирует в силу ее заторможенности или по каким-либо другим причинам (например, сильно запущенная  индивидуальная арефлексия).

3) Во главе общественных институтов, в его властных структурах, на государственной службе, в правоохранительных органах, органах воспитания и образования находились после тщательного отбора индивиды с наивысшими личностными показателями менталитета и нравственности – подлинные светские люди, с сознанием, с совестью, с культурной матрицей поведения, близкой к современным эталонам. (А не так, как сейчас в России, почти по А. Грибоедову: "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы, не эти ли, грабительством богаты...")

Для такой соорганизованности обществу нужно иметь на вооружении и широко применять на практике эффективную систему не только национальной безопасности, но и национального светского развития, опирающуюся на:

1. Преимущества именно светского государства, для чего ВСЕ государственное руководство, ВСЕ государственные служащие должны быть светскими, а значит понимать и четко знать об особенностях светскости, отстаивали ее, опирались на нее в своих решениях и действиях.

2. Подлинную демократию, постепенно переходящую в ноосферную политию – ноократию, позволяющую выбирать во властно-организующие ячейки общественных структур лучших по ментальным, и в особенности нравственным, качествам сограждан и удалять оттуда недостойных или менее пригодных, не говоря уже о нелюдях.

3. Совершенную систему светского просвещения, базирующуюся на передовых ноосферных научных знаниях и современных методах светского воспитания и образования, позволяющих воспитывать и образовывать взрослеющее, зреющее поколение, прививая ему регулярно в обязательном порядке обновляемые фрагменты культурной матрицы поведения светского человека, с тем, чтобы его образ жизни и социальное поведение отвечали самым высоким требованиям, а само оно было постоянно нацелено на самосовершенствование.

4. Систему периодической проверки и тестовой оценки наличия и уровня развитости всех компонентов менталитета (психики, алгомодуля, интеллекта и сознания) и совести своих членов, и прежде всего кандидатов во все органы власти, позволяющую выделять и отличать по параметрам как подлинных людей-человеков, так и нелюдей, обывателей-«шимпанзе», и т.д. Желательно результаты этих оценок делать гласными, чтобы людям было легче ориентироваться в момент принятия решения о голосовании. Кроме того, гражданам следует знать помимо списков самых богатых, публикуемых регулярно (прежде всего, о самых богатых на Земле), рейтинга теннисистов и футболистов, также и о самых разумных, самых порядочных личностях в своей среде (о подлинной человеческой ЭЛИТЕ), т.е. об имеющих самые высокие параметры менталитета и нравственности соотечественниках – о СОВЕСТИ НАЦИИ. В сознании всего человечества должна прочно закрепиться очевидная истина, что не деньги являются в конечном итоге мерилом совершенства людей, а их разум и нравственность. Индивиды, для которых деньги, власть и собственность стали приоритетными ценностями, должны подвергаться обструкции со стороны нормальных людей и отношение в обществе к ним должно быть презрительно-уничижительное.

5. Подлинную свободу слова (взамен свободы печати), обеспечивающую информированность граждан о позитивных фактах и факторах в развитии данного социума, о лучших с ноосферной точки зрения согражданах, а также освещение всех ошибок и  извращений в деяниях высокопоставленных сограждан и других общественно значимых фигур – судей, депутатов, чиновников всех уровней, самих журналистов, если в их личных качествах обнаружились нелюдские черты и они выступили в роли дезинформаторов или внесли в общественное сознание мусорную или вредную информацию, или приняли неверные решения или законы, или тормозят принятие хороших.

6.  "Борьбу, – как писал Бехтерев, – с биологическими факторами вырождения, которая очевидно также должна способствовать более правильному и более здоровому развитию личности. Эта борьба может вестись в двух направлениях: в виде установления законов, воспрещающих вступление в брак не с одними только душевнобольными и эпилептиками, но и с тяжелыми истериками, невропатами и хроническими алкоголиками. Брак во всяком случае должен быть регламентирован согласно взглядам науки на возможное развитие и состояние будущего потомства.

Для здорового развития личности необходимо также устранение губительного распространения спиртных и иных опьяняющих напитков.

Меры борьбы с пьянством, как известно, широко намечались и намечаются в целом ряде исследований, посвященных действию алкоголя на организм и искоренению пьянства в народе. Между теми мероприятиями, которые здесь имеются в виду, мы отметим устранение сивушного масла из спиртных напитков, обращающихся в народе, увеличение пошлины и налога на крепкие вина, понижение пошлины и налога на напитки, содержащие малое количество алкоголя, распространение в народе чайных вместо трактиров и водочных лавок, строгий контроль над пьяницами, устройство особых алкогольных здравниц, лечебниц и амбулаторий, образование обществ трезвости, нравственное перевоспитание народа и проч., и проч.

Нет надобности доказывать, что все эти меры рациональны и хороши, но их значение совершенно парализуется, если государство смотрит на потребление спиртных напитков как на важнейший источник дохода. Вот почему борьба с пьянством в народе будет бессильной до тех пор, пока наш государственный бюджет будет искать свою опору в тех сотнях миллионов, которые извлекаются из народного обращения в счет потребления им спиртных напитков".

7. Систему коррекции недоразвитых менталитетов обывателей-«шимпанзе» путем максимального их довоспитания и дообразовывания, а также более глубокой коррекции или, если необходимо, даже ломки обнаруженных искажений негативных подсознаний менталитета нелюдей в условиях их изоляции или без нее, но все равно под строгим контролем и фиксацией положительных изменений со стороны специалистов.

Только овладение всеми членами общества подлинными знаниями того, каким быть, чтобы быть и оставаться (светским) человеком, делает его по настоящему светским, а значит, нормальным и перспективным, наделяет вполне определенным будущим. Опираясь на перечисленные принципы, создав в своей структуре соответствующие компоненты, а также исходя из здоровой логики, разумности и целесообразности своего развития, именно такое общество может не только считаться, но и быть по настоящему совершенным и адекватным актуальной действительности, а значит, жизнеспособным, быстро адаптироваться к требованиям постоянно меняющейся современности, проявляя для этого соответствующую светскую активность.

Альтернатива этому безальтернативна – его неминуемые регресс, деградация, дебилизация и постепенное вымирание его членов, что мы наблюдаем, например, в настоящее время в России и ряде других стран, причиной чему являются многочисленные дефекты менталитета его членов, и в первую очередь, сознания, ненастроенные на эталонную индивидуальные культурные матрицы поведения как у рядовых граждан, так и у так называемой политической псевдоэлиты, проникшей в государственные структуры и зоны влияния, неправомерно заполнившей собой высшие эшелоны власти.

 

v       v       v

 

 

[§ 5. Об особенностях статусного поведения индивида в...]       [На главную страницу]      [§ 1. Воспитание поведения – главная задача семьи...]