§ 1. Воспитание поведения – главная задача семьи, общества, государства

 

 

 

 

Воспитание совместно с образованием на практике является рутинным природным процессом передачи знаний мозгу человека очень схожим с процессом редупликации, копирования в организме ДНК и РНК, обеспечивающих жизнь организма. То же самое должно происходить и в общественном организме, когда, копируются, редуплицируются индивидуальные социокультурные матрицы индивидов на базе общепризнанной, научно и морально обоснованной эталонной, чтобы из индивидуумов целенаправленно формировались люди-человеки. В противном случае индивиды, как мы уже не раз говорили, останутся на уровне шимпанзе, или вообще упадут, скатятся до уровня нелюдей. Они именно скатятся, т.к. от рождения ребенок морально чист и девственен. Падение его нравов может начаться по причине отсутствия должного воспитания, когда он копирует, впитывает дурное влияние и этим в нем воспитываются дурные привычки и пороки. Иногда пороки в нем прививаются нелюдями намеренно.

Так, по утверждению Д. Локка, «верный признак невоспитанного человека – не думать о том, что нравится или не нравится тем, в обществе которых он находится. Более того, в человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – лестью. Благовоспитанность же, – по его мнению, – есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям".

Воспитание, и в первую очередь светское воспитание, должно опираться на самые высокие требования, нравственные нормы и правила поведения. Они передаются воспитаннику, прививаются в нем путем нравоучений, собственным наглядным примером или ссылкой на описание и разъяснения эталонных моделей поведения, примеров из жизни достойных подражания людей, оценкой и объяснением ему его правильных и неправильных поступков с применением поощрений и наказаний. Главная задача светского воспитания – научить воспитываемых осознавать и понимать интересы других и, исходя из этого, строить свое поведение.

Недостаток воспитания в детский период жизни иногда можно восполнить в более взрослом возрасте при наличии у индивида воли, пробуждающегося сознания и повышения требований к себе посредством самодовоспитания. В то же время самодовоспитание должно присутствовать в любом случае при изменении жизненных обстоятельств или условий общежития индивида (например, при создании собственной семьи, рождении ребенка, поездке за границу, переезде в иное место жительства).

Оценить степень воспитанности можно оценивая каждодневное поведение индивида. При этом должна быть предусмотрена система поощрений за хорошее поведение и наказаний – за плохое. Поощрения могут быть моральными и материальными вплоть до государственных наград и международных премий. Наказаниями могут служить критические замечания, порицания, внушения, штрафы, выговоры, увольнения (разводы), назначение общественных работ, изоляция, лишение жизни. Во многих странах, и прежде всего в США, за неправильное поведение и мелкие нарушения как мера общественного воздействия приговаривают в судебном порядке и принуждают к нескольким часам общественно-полезных работ, деятельности.

О воспитанности, особенно в детском и юношеском возрасте, и необходимости какого-то дополнительного воздействия на воспитуемого можно судить по следующей «шкале степени воспитанности» (от высшего к низшему).

1.     Человек так хорошо воспитан, что сам видит и знает, что ему необходимо делать или говорить в той или иной ситуации.

2.     Ему необходимо подсказать, посоветовать ровным, спокойным голосом, что делать, и этого достаточно.

3.     Ему приходится говорить повышенным тоном, что делать, чтобы он начал реагировать должным образом.

4.     К словам прибавляется угроза морального свойства (как правило, запрет чего-то приятного или ожидаемого).

5.     Исполнение угрозы морального свойства.

6.     Ко всему прибавляется угроза физического воздействия (ремень или т.п.).

7.     Исполнение угрозы физического воздействия.

Основная тяжесть воспитания по подобию всего животного мира до сих пор ложится на плечи родителей, других старших членов семьи. Всем хорошо знаком известный стишок:

«Папы и мамы, вы все в ответе,

За то, что делают ваши дети…»

Т.е. семья пока остается основной ячейкой воспитательного процесса у людей. Вот почему необходимо поддерживать и развивать сам институт семьи, чтобы он был полноценной и действенной ячейкой светского общества.

Для этого желательно, чтобы семья была полноценной, т.е. были отец и мать, а также прародители – бабушки и дедушки. В этой связи неполноценные семьи, т.е. без одного из родителей или без прародителей, не говоря уже о повторных браках и (о, ужас!) об однополых браках делает воспитание ущербным, некачественным, часто ведет к беспризорности и безнадзорности детей, из которых делается более трудным, а порой и невозможным воспитание нормальных людей. Все эти предпосылки, напротив, ведут скорее к воспитанию «шимпанзе» или даже нелюдей.

В любом случае, родители, воспитывая детей по своему образу и подобию, не могут воспитать детей так, чтобы они были лучше их (во всем должен наблюдаться прогресс, это закон жизни). Поэтому вторым эшелоном светского воспитательного процесса выступает общество в лице государственных органов воспитания и перевоспитания:

1.     Обычные (для тех, у кого есть полноценная или неполноценная семья, родители или родитель) – детские сады, школы, училища.

2.     Вспомогательные (для детей без родителей или ущербными родителями) – детские дома, интернаты, детские приюты.

3.     Перевоспитательные (для детей, совершивших уже уголовные преступления) – исправительно-трудовые лагеря, учреждения для несовершеннолетних.

В любом случае цель светского воспитания – привить индивиду не только умение правильно следить за своим физическим здоровьем, но и приобрести самые лучшие внутренние (духовные) признаки человека, научить его не только рассудочности, но и подлинной разумности, вооружить воспитуемого знаниями об эталонных манерах поведения и правильных алгоритмах действий в тех или иных жизненных ситуациях, помочь ему осознать смысл своей жизни.

И. Кант, говоря "О долге перед самим собой в развитии и умножении собственного природного совершенства", писал: "Возделывание (cultura) своих естественных сил (духовных, душевных и телесных) как средство для всяческих возможных целей есть долг человека перед самим собой. – Человек (как разумное существо) сам обязан не оставлять неиспользованными и не давать как бы покрываться ржавчиной свои природные задатки и способности, которые могут быть когда-нибудь использованы его разумом; допуская, что человек может удовлетворяться и прирожденной долей своих способностей для естественных потребностей, все же его разум должен лишь посредством основоположений указать ему на эту удовлетворенность малой долей своих способностей, так как человек как существо, способное ставить перед собой цели (делать предметы своей целью), обязан применением своих сил не одному лишь природному инстинкту, а свободе, которой он определяет эту долю. Следовательно, дело не в выгоде, которую можно иметь от культуры своих способностей (ставить разные цели), ибо выгода, быть может, годится только при грубости своих естественных потребностей; нет, возделывать свои способности (из них одну больше, а другую меньше в зависимости от его целей) и быть в прагматическом отношении человеком, соответствующим цели своего существования, – это веление морально практического разума и долг человека перед самим собой.

Духовные силы суть те, применение которых возможно только посредством разума. Они творческие постольку, поскольку их применение не черпается из опыта, а выводится a priori из принципов. Таковы математика, логика и метафизика природы, из которых две последние причисляются к философии, а именно к теоретической философии, которая в этом случае означает, правда, не учение о мудрости (таков ее буквальный смысл), а лишь науку, но которая, тем не менее, может быть полезна и для целей учения о мудрости.

Душевные силы суть те, что находятся в распоряжении рассудка и тех правил, которыми он пользуется для удовлетворения любых намерений; и именно постольку опыт может служить им руководящей нитью. Таковы память, воображение и т.п., на которых могут основываться ученость, вкус (внутреннее и внешнее украшение) и т.д., предоставляющие инструменты для различных целей.

И наконец, культура телесных сил (гимнастика в собственном смысле) есть забота о том, что составляет ткань (материю) в человеке, без которой цели человека остались бы неосуществленными; стало быть, постоянное преднамеренное оживление в человеке животного есть долг человека перед самим собой.

Которое из этих физических совершенств считать предпочтительным и в какой пропорции друг с другом делать их своей целью есть долг человека перед самим собой, – все это предоставляется и его разумному суждению относительно его наклонности к тому или иному образу жизни, и оценке требуемых для этого сил, дабы выбирать из указанных совершенств (например, будет ли это ремесло, торговое дело или наука). В самом деле, независимо от потребности в самосохранении, которая сама по себе не может обосновать какой-нибудь долг, быть полезным звеном мира есть долг человека перед самим собой, так как это также относится к достоинству человечества в его лице, которое он не должен унижать".

  Рассуждая о воспитании, нельзя не вспомнить и другие полезные наставления Канта, изложенные в его лекции "О педагогике". В ней он, в частности, писал: "Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание) и обучение вместе с образованием. Сообразно с этим человек бывает грудным младенцем, питомцем и учеником". Под обучением Кант подразумевал формирование навыков и знаний и относит его к физическому воспитанию, которое включает в себя развитие телесных сил и душевных способностей, приучение к дисциплине, или, говоря на современном языке, к развитию II-ой сигнальной подсистемы психики.

 Здесь полезно привести еще несколько постулатов из его лекции:

"Дикость есть независимость от законов. Дисциплина подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов. Но начинаться это должно заранее. Так, например, детей сначала посылают в школу не для того, чтобы они там чему-нибудь учились, но с тем, чтобы они постепенно привыкли сидеть спокойно и в точности соблюдать то, что им предписывают, чтобы впоследствии они не вздумали вести себя так, как им взбредет в голову…

   Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. Поэтому недостаток в дисциплине и обучении у некоторых людей делает их в свою очередь плохими воспитателями своих питомцев. Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека. Но так как воспитание одному учит человека, а другое только развивает в нем, то неизвестно, как далеко простираются у него природные способности…

При современном воспитании человек не вполне достигает цели своего существования. Ведь как различно живут люди! Однообразие между ними может водвориться только тогда, когда они будет действовать по одинаковым правилам, причем эти правила должны стать для них второй природой. Мы можем работать над планом более целесообразного воспитания и передать руководство к нему потомству, которое может постепенно осуществить его…

В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Животные исполняют последнее сами собой и притом бессознательно. Человек должен сперва стремиться достичь его, а этого не может быть, если он не имеет даже понятия о своем назначении. Для отдельной личности достижение этого назначения совершенно невозможно…

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все природные способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению. Провидению было угодно, чтобы человек воспроизводил добро из самого себя…

Человек должен еще развить свои способности к добру. Провидение не вложило их в него в уже готовом виде; это только одни способности, не различающиеся в нравственном отношении. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека. По зрелом размышлении придешь к тому выводу, что это весьма трудно. Поэтому воспитание – величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания.

Поэтому-то воспитание и может двигаться вперед лишь постепенно, и только благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и сведения последующему, а оно прибавляет что-нибудь и в свою очередь в таком виде передает их дальнейшему поколению, может возникнуть правильное понятие о способе воспитания. Какую же, следовательно, высокую культуру и опытность предполагает это понятие? Сообразно этому оно могло возникнуть лишь в позднейшее время, и мы сами еще не вполне уяснили его себе. Не должно ли воспитание, в частности, подражать образованию человечества в общем в том виде, как оно шло через различные поколения?

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать, и, однако, до сих пор еще существуют разногласия даже относительно их идеи...

Следовательно, искусство воспитания, или педагогика, должно стать разумным, раз оно должно развивать человеческую природу так, чтобы она достигала своего назначения. Уже воспитанные родители представляют собою примеры для подражания, на которых учатся дети. Но если дети должны становиться лучше, то педагогика должна стать предметом изучения; в противном случае от нее нечего ожидать: иначе извращенно воспитанный воспитывает и другого так же извращенно. Механизм в искусстве воспитания должен превратиться в науку, так как в противном случае оно никогда не станет осознанным стремлением и одно поколение сможет ниспровергнуть то, что успело воздвигнуть другое.

Принцип искусства воспитания, который в особенности должны были бы иметь перед глазами люди, составляющие планы воспитания, гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества и сообразно его общему назначению. Этот принцип имеет великое значение. Родители воспитывают обыкновенно своих детей только так, чтобы они годились для современной жизненной обстановки, хотя бы и далекой от совершенства. Но они, собственно, должны были бы воспитывать их лучше, чтобы тем самым вызвать к жизни лучшее будущее.

Но здесь имеются два препятствия: а) родители заботятся обыкновенно только о том, чтобы их дети хорошо устроились в жизни; б) правители же смотрят на своих подданных как на средства для своих целей.

Родители заботятся о своей семье, правители – о государстве. И те и другие не ставят своей конечной целью всеобщее благо и то совершенство, к которому предназначено человечество и для которого оно имеет все данные. А план воспитания должен быть составлен с космополитической точки зрения. Да и на самом деле, разве всеобщее благо есть такая идея, которая может нам повредить в нашем личном благе? Никогда! Хотя, по-видимому, во имя ее и приходится чем-то жертвовать, тем не менее, именно благодаря ей мы непременно содействуем также и своему благу в настоящем. И затем, какие прекрасные последствия сопутствуют ей! Доброе воспитание есть как раз то, из чего возникает все добро на свете. Следует лишь постоянно развивать лежащие в человеке задатки, так как злых начал в природе человека нет. Единственная причина зла состоит в том, что человеческую природу не подчиняют правилам. В человеке лежат лишь зачатки добра...

Итак, при воспитании человека следует:

1. Приучить к дисциплине. Дисциплинировать – значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека, будем ли мы рассматривать последнего как отдельную особь или как члена общества, не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Следовательно, дисциплина есть только укрощение дикости.

2. Человека следует приобщить к культуре. Культура включает наставление и обучение. Она есть сообщение навыков. Навык – это обладание какой-либо способностью, достаточное для любых целей. Он, следовательно, не определяет ровно никаких целей, но предоставляет это впоследствии обстоятельствам.

Иной навык пригоден во всех случаях, например чтение и письмо; другой – только для некоторых целей, например музыка – для того, чтобы снискать к нам расположение. Из-за множества целей число навыков простирается до бесконечности.

3. Следует также обращать внимание на то, чтобы человек стал умен, пригоден для человеческого общества, приятен и пользовался влиянием. Сюда относится известный род культур, который называют цивилизованностью. Для последней необходимы манеры, вежливость и известный такт, обладая которым можно использовать всех людей для своих конечных целей. Понятие цивилизованности изменяется сообразно со вкусами каждого столетия. Так, несколько десятков лет тому назад церемонность в общении была в большом ходу.

4. Следует обратить внимание и на морализирование. Человек должен быть не только пригодным для всякого рода целей, но и выработать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели. Добрые цели есть такие, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в одно и то же время целями каждого".

В отличие от воспитания под светским образованием подразумевается передача от старших поколений последующим всего объема ноосферных знаний, касающихся современных мировоззренческих понятий, научных теорий и профессиональных технологий (алгоритмов). В то же время большой объем в современном мире составляют ноосферные знания, имеющие общечеловеческий, или глобальный, характер, которые должны знать буквально все. Они вместе с знаниями, полученными в процессе воспитания, составляют, как известно, обязательный для каждого человека личностный минимум знаний, входящий, интегрированный главным фрагментом в его индивидуальную социокультурную матрицу поведения.

Сюда, прежде всего, следует отнести все виды грамотности, а также, вне сомнения, знание современных основ научной философии. К этому выводу пришла ЮНЕСКО, обновившая после 60 лет своего существования свою Стратегию по философии и одновременно рекомендовавшая всем государствам начинать обучать философским знаниям уже в средней школе.

Плоды светского воспитания и образования постигаются людьми последовательно несколькими этапами:

1. В семье и дошкольных учреждениях – подготовительное воспитание и образование;

2. В школах, гимназиях – начальное и неполное среднее;

3. В университетах и других видах вузов – полное среднее и неполное высшее;

4. В аспирантурах, докторантурах – высшее;

5. Постоянное в течение жизни самообразование – современное (актуализируемое) высшее.

Очень важным фактором при получении воспитания и образования является то, как воспитывали родители, кто был педагогом-учителем в школе, наставником-преподавателем (профессором) в вузе, какие использовались учебники и другие источники знаний, в каком возрасте воспитание и образование началось и когда прекратилось.

Таким образом, только гармоничное сочетание воспитания и образования в семье, обществе и государственных институтах позволяет получить полноценного светского человека, законопослушного гражданина, а может и талантливую личность, уважаемого интеллигента.

Идеал статусного человека – абстрактное представление о совершенном человеке, обладающим лучшими нравственными качествами, знаниями и умениями, является связующим звеном между признаваемыми обществом ценностями и целями воспитания. Так, изменения понимания соотношения материальных и духовных ценностей общества, отражаются, прежде всего, на достаточно абстрактном представлении об идеале человека и соответственно на целях и методах воспитания.

Идеал нравственно-статусного человека, хотя практически и недосягаем для многих в реальной жизни, но для педагогов он важен, так как выполняет функцию ориентира в их деятельности, при определении содержания и организации процессов воспитания и образования. В педагогической теории идеал человека необходим как для разработки теории и практики воспитания, так и для их оценки.

Ценностный подход в педагогике также является стержнем теории воспитания и педагогической практики в контексте их общей направленности. Процесс воспитания, ориентирован на определенный духовный идеал, но при подготовке воспитательного процесса не всегда понятно, на какой именно. Часто новые и на первый взгляд привлекательные, казалось бы, новаторские педагогические методики оказываются малопригодными именно с точки зрения ценностного подхода. Это происходит из-за того, что в них не всегда ясна ориентация на ту или иную систему или шкалу духовных ценностей и другие фрагменты социокультурной матрицы, соответствующей определенным конкретно-историческим условиям.

Осмысление состояния развития ценностных ориентиров является необходимой предпосылкой разработки любой педагогической концепции, теории или организации практики воспитания. Деятельность любого педагогического учреждения или отдельного воспитателя всегда ориентирована на определенный идеал человека, на элементы определенной матрицы.

Для педагогической теории важно знание об объективных процессах, происходящих в обществе, о механизмах влияния на формирование духовного идеала, на формирование целей воспитания и соответственно на всю педагогическую теорию и практику в целом. Воспитание в свою очередь оказывает влияние на развитие социума, является одной из движущих сил общественного развития.

 

R Механизмы общественного воспитания

В современном мире все более возрастает участие общества в непосредственном светском воспитании граждан с самого юного возраста. Это обуславливается тем, что только таким путем можно достичь наиболее полноценного воспитания наиболее эффективным способом. Поэтому уже в раннем возрасте дошкольные учреждения и группы развития, спортивные и музыкальные занятия позволяют индивидууму пробовать свои способности, а при их наличии, дать им первоначальное развитие, совершенствовать свои природные дарования.

В этот период родители выступают как общественные представители и их вмешательство должно носить характер именно общественного воспитания вместе с первыми элементами светскости.

В последующем, в школьный период общество может уже более активно воздействовать на индивидов – юных граждан – через систему школьного воспитания и просвещения, а также через электронные СМИ, включая Интернет. Вот почему неправильно, когда спортивные передачи имеют свой отдельный, специально выделенный телеканал, а школьный телеканал, имеющий полную государственную поддержку, до сих пор отсутствует.

Поэтому школьные учителя, оставаясь одновременно и воспитателями, остаются единственным общественным механизмом, посредством которого общество имеет возможность прививать светское воспитание. Вместе с тем, зная низкий бюджет общеобразовательных школ, низкие зарплаты учителей, становится понятным и низкий уровень воспитания, осуществляемое в школе, на которою формально возложено прежде всего дать хоть какие-то знания в области образования.

Сам контингент школьных учителей, имеющих низкий доход и большую физическую нагрузку, все более ухудшается по составу. Так что говорить о полноценном светском воспитании в этот период уже не приходится. Вот почему в этот процесс все больше пытаются внедриться уличные и дворовые хулиганствующие шайки, партийные авантюристы, представители различных конфессий, религиозные и сектантские наставники всех мастей, а иногда, когда дети беспризорны и/или безнадзорны, просто криминальные элементы, а то и вовсе террористические и националистические организации.

После окончания школы, если ее с горем пополам и заканчивают, процесс светского воспитания практически заканчивается, поскольку в вузах общественные механизмы по его осуществлению уже не действуют. Там больше думают о коммерческой стороне процесса, о том, как можно больше выжать из студентов и их родителей ДЕНЕГ.

Поэтому и для тех, кто поступил в вуз (в университет, академию), и для тех, кто не поступил – разницы нет, единственным общественным механизмом воспитания становится телевидение и Интернет. Но и там, будь то на канале «Культура» или на прочих государственных каналах элементов чисто светского воспитания уже не встретишь, если только поздно ночью. В прайм время чаще можно увидеть передачи с теологическим содержанием, а то и прямые передачи церковных служб, чего в светском государстве, в светском обществе не должно допускаться по определению.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что общественные механизмы светского воспитания еще крайне неразвиты, а в большинстве мест и стран мира они отсутствуют полностью. По этой причине народы и нации, человечество в целом имеют то, что они до сих пор заслуживают: мошенничество, криминал, обвальную коррупцию, вандализм, социальную неустроенность, обман, нищету, безграмотность, глобальное потепление, терроризм, вымогательства, акты агрессии, произвол и т.п. признаки невежества, варварства, невоспитанности и нецивилизованности, которые имеют пока твердую тенденцию к дальнейшему нарастанию.

 

R Иерархия уровней воспитанности

Те люди, кому все же удалось получить хоть какое-то (начальное, среднее или даже высшее) светское воспитание, могут считать себя благовоспитанными и претендовать на членство в светском обществе. Однако, естественно, их может и должен отличать между собой уровень воспитанности, поскольку в силу возраста, объема усвоенных знаний и способностей их усвоить и применять все индивидуумы индивидуальны и неодинаковы.

По уровню воспитанности люди могут быть хорошо воспитанными или недостаточно хорошо, а сама воспитанность иметь светский характер или быть в той или иной мере искаженной – носить какой-либо теологический оттенок.

Самый высший, первый уровень светской воспитанностиобразованности) принадлежит философам – идеологам светского воспитания. Их за всю свою историю человечества, как уже говорилось, появилось на свет немного – всего несколько десятков человек. Самые известные из них: Сократ, Конфуций, Платон, Аристотель, Сенека, Юм, Кант, Гольбах, Фейербах, Гегель, Гуссерль, Энгельс и другие классические философы, внесшие свой значительный, практически неоценимый вклад в научную философию. Их историческая миссия – обобщать постигнутые человечеством знания, формулируя их в общедоступные, системно изложенные светские истины. Самые авторитетные среди них – создатели развернутых обобщенных научно-философских учений, которым присваивается имя автора. Это наиболее почетная историческая награда со стороны благодарного человечества.

Философов, как уже отмечалось, ни в коем случае нельзя путать с преподавателями философии, профессорами университетов, а также научными работниками специализированных философских и социологических институтов, которые часто грешат тем, что любят называть себя «философами», что само по себе является дурным тоном. Отличить их несложно. Достаточно попросить показать те работы, какие тот написал за свою жизнь, спросить, какое СВОЕ новое учение он отстаивает. Если кроме статей, коротких монографий и тоненьких книжек на путанные темы предъявлено ничего не будет, перед вами не философ, а «философ».

Тем не менее, преподаватели философии, профессора университетов, научные работники специализированных институтов по праву занимают следующую высокую, вторую ступень в иерархии уровней светской воспитанности и составляют основу великосветского общества – слой научно-гуманитарной интеллигенции. Это происходит оттого, что все они худо-бедно, но все же знакомы с основами научной философии, знают, что такое онтология, а также основы этики и эстетики. Таким образом, им по роду деятельности наполовину уже известны фрагменты социокультурной матрицы поведения, чем они непременно пользуются. Поэтому их индивидуальная матрица имеет более полный вид и поэтому они блещут в обществе своей интеллигентностью, светскостью и высокой культурой и, как могут, их распространяют, несут в массы.

Следующую, третью ступень занимают представители научно-технической интеллигенции, т.е. те, кто имеет высшее или среднее образование (по нашей классификации), окончил какой-либо вуз и при этом не прогуливал лекций по философии, а может даже успешно сдал соответствующий зачет или экзамен по этому предмету. Они получали хоть какие-то знания о морали и мироустроении, о культуре и вежливости.

Следующую, четвертую ступень занимают те, кто имел хоть каких-то наставников, воспитателей в лице родителей или даже теологических, и иногда задумывался о нормах приличия и понятии совесть, что помимо него самого в обществе могут существовать и разумные интересы других людей.

И в пятую, низшую группу невоспитанных невежд мы можем поместить всех тех, кто не только не имеет понятия об основах и элементах воспитанности и нравственности, а своими поступками, повседневным поведением доставляют неприятности и неудобства светскому обществу, нормальным, воспитанным людям. Эта группа, самая многочисленная по составу на настоящий момент, является постоянным источником страданий и горя, бед и разрушений, которые они несут всем нормальным людям на Земле, представляя самую большую угрозу человечеству, его будущему.

 

v       v       v

 

[Глава IV. Каким быть, чтобы стать и оставаться человеком]       [На главную страницу]      [§ 2. Каким нельзя быть, чтобы оставаться человеком]