НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации» (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом РФ «Об образовании» с учётом предложений федеральных органов и неправительственных организаций, мирового опыта и практики обучения гражданственности через образование и программ «Образование для всех».
Программа направлена на развёртывание в стране современной системы гражданского и светского обучения, воспитания и просвещения населения России с целью формирования у граждан современного инновационного сознания, развития конкурентоспособного менталитета, повышения уровня их цивилизованности, нравственности и гражданской, светской культуры поведения, что должно содействовать консолидации гражданского общества, формированию ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ (по формулировке ООН) и в итоге позволит более эффективно проводить государственную политику России по реализации и отстаиванию национальных интересов и приоритетов как внутри страны, так и в мировом сообществе.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы россиян, предусматривает охват всего населения Российской Федерации и определяет основные принципы, пути и этапы становления, развития и координации системы гражданского образования, воспитания и просвещения.
Программа основывается на общегуманистических и общечеловеческих ценностях, на принципах научности, демократизма, равнодоступности, одинаковости понимания, системности и преемственности, учитывает исторические, социальные, ментальные и этические особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского воспитания, образования и просвещения, а также рекомендации ЮНЕСКО.
Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. Разработчиком и общественным координатором Программы является в соответствии со своим Уставом Общество «Знание» России.
Социально-экономические изменения, последовавшие за распадом СССР и переходом Российской Федерации к рыночной экономике, социальная дифференциация общества, резкое обнищание большей части жителей страны, приведшие к девальвации духовно-нравственных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание россиян, характерными чертами которого стали: упадок нравов, вакуум подлинных ценностей и снижение гражданской ответственности населения. Это вызвало снижение уровня образованности и культуры, нравственности и патриотизма у жителей страны, одновременно повысив пренебрежение к разуму, морали, здравому смыслу, правам и обязанностям человека и гражданина, что стало причиной неуважительного, а подчас и циничного отношения к закону, к согражданам, к обществу, к социальным и государственным институтам страны.
Наблюдающийся в стране низкий уровень развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства в условиях недостаточной разработанности государственной политики в области формирования национального сознания и светской культуры, включая культуру поведения, отсутствие эффективных механизмов их распространения, вызывают всё больший рост гражданского невежества и бескультурья населения, а вместе с ними коррупции, воровства и мошенничества, бандитизма и криминала, способствующие усилению этнической и конфессиональной нетерпимости, ксенофобии, а также увеличению числа религиозных и межэтнических конфликтов, актов вандализма, экстремизма и терроризма, беспризорных и безнадзорных детей. Гражданская и экологическая безграмотность населения, его политическая пассивность и правовая некомпетентность ведут к утрате жизненных смыслов и нездоровому образу жизни, что снижает жизнестойкость нации и способствует её вымиранию. Они же являются факторами, сдерживающими национальное развитие, что в конечном счёте угрожает национальной и государственной безопасности страны.
Выработка и реализация единой, скоординированной государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, направленной на формирование зрелой гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей посредством воспитания, образования и просвещения такие ценности, как разум, нравственность, патриотизм, ответственность, совесть, права, обязанности и свободы человека, мир, демократическое и разумное участие в жизни общества, уважение к истории России и её народов, веротерпимость и толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог – является актуальной задачей стратегии развития страны.
Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют его как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических, формирования новых, прогрессивных жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель – готовить людей, умеющих не только жить и действовать в гражданском обществе и правовом, светском государстве, но и сознавать национальные приоритеты, активно участвовать в реализации национальных проектов – может быть достигнута только с помощью гражданского образования. Выполнение этой сложной задачи предполагает формирование всеобъемлющей системы гражданского образования и светского воспитания россиян, обеспечения его непрерывности, доступности, разумного единообразия его методологических и нравственных – общегуманистических и общечеловеческих – принципов, повышение его качества и эффективности.
Ценностный (аксиологический) подход к гражданскому обучению, воспитанию и просвещению может быть реализован на основе взаимной адаптации общепризнанных ценностей отечественной и мировой культуры с учётом региональных особенностей и традиций народного быта и самоуправления.
История полиэтнического народа России, благополучных наций мирового сообщества доказала значимость и важность формирования в человеческом сознании таких общепризнанных ценностей, как разум, нравственная зрелость (сознательность), патриотизм, служение Отечеству, милосердие и способность к сопереживанию (эмпатии), справедливость, толерантность (терпимость к другим народам, людям, культурам, верованиям и убеждениям), их приоритетность над материально-прагматическими установками, такими как безудержное стремление к деньгам, власти, собственности. Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода и ответственность, права и обязанности человека, равенство людей перед законом, гражданская и общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благополучие как условие достойной жизни человека. Необходимость согласования и гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития как планетарного сообщества людей.
Гражданское образование населения страны, а также лиц
иностранного происхождения, желающих получить российское гражданство, является одной из главнейших функций государства и
направлено на получение жителями страны необходимого минимума гражданских знаний как для формирования здорового
мировоззрения личности, так и эффективного участия гражданина России в общественной жизни страны. Без овладения этими
знаниями и их активного использования в общественной жизни гражданство может иметь только формальный характер и
население в этом случае неспособно быть консолидированным и сформировать полноценное гражданское общество.
Процесс
гражданского образования является беспрерывным, обеспечивающим преемственность, кумулятивность и постоянную
модернизацию.
Гражданское образование направлено на:
а) изучение основных прав и обязанностей человека и гражданина, научение умению пользоваться ими, умению уважать
права человека и основные свободы, познание норм и правил светского поведения, ценностных ориентиров, этических,
правовых, экологических и эстетических устоев цивилизованного общества;
б) формирование современного инновационного конкурентоспособного сознания, полное и всестороннее развитие менталитета
человеческой личности, укрепление её стремления к разуму, к труду, творческому созиданию, обретению сознательности,
ответственности и чувства человеческого достоинства;
в) развитие взаимопонимания и взаимоподдержки между людьми, между согражданами, воспитание чувства сострадания,
укрепление равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами и народностями, распространение толерантности и терпимости
к этническому, культурному, религиозному и мировоззренческому разнообразию, одновременно осуждая и противодействуя
невежеству и бескультурью, актам вандализма, экстремизма и терроризма;
г) содействие поддержанию гражданского мира и сотрудничества, стремления к диалогу и разрешению конфликтов между
индивидами и общественными группами, достижение консенсуса, общения и конструктивного взаимодействия в рамках единого
гражданского общества – ОБЪЕДИНЕННОЙ НАЦИИ россиян (по формулировке ООН);
д) укрепление социальной справедливости и устойчивости развития в интересах человека и гражданина, поддержание
взаимной ответственности: граждан – за достойный отбор своих сограждан в органы власти, органов власти – за повышение
качества жизни своих сограждан, за отстаивание национальных интересов, за улучшение макростатистических показателей в
стране и упрочение геополитического положения государства в мире.
Гражданское образование – это общественно-государственная, социально ориентированная развивающаяся система непрерывного просвещения и воспитания, направленная на овладение основами гражданской грамотности, приучение, научение населения навыкам цивилизованности и культуры светского поведения, его своевременную информированность, формирование гражданской компетентности, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и государства.
Цель гражданского образования как единства обучения, воспитания и просвещения – формирование на основе общепризнанных человеческих ценностей и общепринятой в цивилизованном мире светской культуры полноценных граждан страны: высоконравственных, общественно-активных, социально компетентных, трудолюбивых, патриотичных, интеллигентных, наделенных разумом и гражданским самосознанием личностей, нацеленных на созидание, умеющих отстаивать свои права и интересы, одновременно учитывая и уважая интересы, потребности и права других людей.
Гражданское образование, светское воспитание и политическое и мировоззренческое
просвещение являются важным условием защиты, поддержки и развития демократических и
ноократических (ноократия – власть разума) достижений, культурных устоев общества, формирование у
населения гражданской компетентности, включающей в себя:
Гражданское образование направлено на:
Гражданское образование направлено на:
Гражданское образование направлено на: