§ 5. Социально-правовое регулирование поведения людей

 

Поведение людей, хорошее или плохое, правильное или неправильное, в любом случае означает совокупность их действий и поступков по отношению к себе, к другим людям, к обществу в целом. Поэтому, чтобы поведение было все-таки хорошим и правильным, общество должно обеспечить каждому человеку надлежащее воспитание и дать ему максимально полное образование.

Но и после этого оно должно не позволять отдельным индивидам вести нездоровый образ жизни, совершать антиобщественные поступки, поскольку не ВСЕ надлежащее воспитание и должное образование получают. С учетом этого обществу приходится следить, или как сейчас чаще говорят, мониторить поведение своих членов. Осуществляя контроль за их поведением, общество проводит, при необходимости, соответствующую коррекцию норм общественного поведения своих членов, стремясь наиболее разумным способом увязать интересы отдельных его членов и целых слоев населения.

К наиболее устоявшимся социальным регуляторам общественного поведения относятся традиции, право, ценностные ориентиры и этикет, содержащиеся в местных обычаях и нравах, в установках и наставлениях, а также в соответствующих законах, кодексах и постановлениях властей, которые содержат или специфицируют соответствующие социальные нормы поведения людей и на которые каждый человек должен ориентироваться при формировании своей индивидуальной социокультурной матрицы поведения.

Но если традиции складываются в каждом народе исторически под влиянием особенностей развития общественного сознания и содержатся в народной памяти, передаваясь от поколения к поколению; ценностные ориентиры вырабатываются великими мыслителями человечества и сосредотачиваются в канонах научной философии; этикет описывается в различных соответствующих правилах и наставлениях; то для социально-правового регулирования светского поведения существует целая пирамида рекомендательно-законодательных норм и постановлений, приблизительно одинаковая для всех жителей нашей планеты.

На самой ее вершине расположены многочисленные документы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, отражающих различные аспекты международного права. К ним же относятся двух- и многосторонние межгосударственные договоры и соглашения. Но главными, определяющими документами для каждого человека на Земле являются прежде всего ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА и пока еще не принятая ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, на которые должно ориентироваться при регламентации своего поведения все человечество.

Следующая наиболее заметная правовая ступень, существующая в каждой стране, это ее ОСНОВНОЙ ЗАКОН принципиального характера – ее КОНСТИТУЦИЯ. В разных государствах этот документ неодинаков и специфичен, имеет те или иные различия, иногда очень значительные и принципиальные. Поэтому основной закон обязателен для исполнения только для граждан соответствующих государств.

Далее следует ступень специфицирования и более детальной регламентации светского поведения. Для этого в каждой стране существуют законы и подзаконные акты, включенные в различные кодексы и отражающие нормы поведения во всех спектрах человеческой жизни жителей каждого государства. Этим же законам должны подчиняться и все иностранные граждане, временно пребывающие на территории данного государства.

Своды этих законов представляют разнообразные аспекты права данной страны: право гражданское, трудовое, административное, уголовное, экологическое, жилищное, семейное, морское, речное, лесное, земельное и т.д. Гражданский кодекс часто, как, например, в нашей стране, являет собой Хозяйственный кодекс, а поведение собственно гражданина ничем нормативно не оговаривается и не регламентируется кроме как Уголовным кодексом.

Поэтому в таких условиях для каждого гражданина особо важно, чтобы не совершать при своем поведении правонарушений, выучить и знать как можно подробней статьи Уголовного кодекса.

Законотворчеством и законодательными инициативами в любой стране в принципе могут заниматься различные государственные органы, но принятие самих законов является обычно прерогативой законодательной власти для исполнения их всеми гражданами страны и органами исполнительной власти. Однако, ввиду того, что во многих парламентах, включая Федеральное Собрание нашей страны, в выборные представители очень часто проходят индивиды, имеющие очень низкий нравственный статус (иногда там оказываются даже статусные нелюди), то нередко ими принимаются несправедливые или плохие законы, отражающие лоббируемые интересы узких, как правило, состоятельных слоев общества, которые часто не отвечают интересам не только широких слоев остальных членов общества, но, порой, даже идут вразрез с национальными интересами данной страны.

Поэтому призывы к гражданам такого государства исполнять плохие или несправедливые законы страны выглядят кощунственно и вызывают в стране протестные настроения, ведущие к нестабильности в обществе, а само такое государство правовым можно называть только условно, поскольку такое государство правильней все же называть несправедливо-правовое государство.

Так или иначе, но наблюдение за поведением граждан в каждом государстве осуществляется гражданами-сотрудниками органов внутренних дел. Иногда для этих целей привлекаются международные наблюдатели.

Надзор за правонарушениями сограждан во всех странах осуществляют граждане-сотрудники органов прокуратуры. Они же поддерживают обвинение в суде, если такие правонарушения были выявлены и дело дошло до суда. Обвиняемым, даже если преступнику вменяется самое страшное преступление, помогают защищаться граждане-адвокаты.

Судья может быть мировым, если проступки имеют характер мелкого правонарушения, или вовсе дело может быть передано в арбитраж, если отношения выясняют руководители хозяйственных субъектов-юридических лиц. Серьезные правонарушения и преступления рассматривают гражданские или военные уголовные суды. Решение по каждому акту неправильного и, тем более, преступного поведения граждан принимает либо сам судья, либо суд присяжных, осуществляемый специально приглашенными для этого гражданами.

Решением суда может быть либо оправдание подозреваемого, если он и его адвокат сумели отвести предъявленное обвинение. Если нет, то обвиненному выносится наказание в виде штрафа, и/или различных сроков лишения свободы, или пребывания в ссылке, или к высшей мере, которая в различных странах может означать пожизненное заключение, либо смертную казнь – физическое уничтожение нелюдя.

Как ни печально, но иногда в судьи попадают индивиды с низким нравственным статусом, которые, получив, например, взятку или испугавшись какой-либо угрозы, способны вынести неправильное решение, совершив так называемый «Шемякин суд». Еще более склонны выносить несправедливые решения присяжные, поскольку их еще проще подкупить или запугать.

Вот почему высшим судьей для каждого человека продолжает оставаться суд его собственной СОВЕСТИ. Но для этого ее еще нужно заиметь и поэтому для тех, у кого совести нет, остается уповать на БОЖИЙ СУД.

Выше же суда совести может быть только СУД ИСТОРИИ.

В теократических государствах, тем не менее, поведением людей, их мыслями заправляет теократическое, церковное право. Так, все помнят суды «святой» инквизиции, веками довлевшей над умами передовых мыслителей Европы. Согласно ее решениям, предваряемым жесточайшими и бесчеловечнейшими пытками, заточались в темницы так называемые еретики, богоотступники, жглись научные книги и даже пытавшиеся иначе думать люди. Среди прочего ею было осуждено учение Николая Коперника (за что ученым было принесено официальное извинение церкви лишь спустя 400! лет), заточен и умер под домашним арестом Галилео Галилей, сожжен на костре Джордано Бруно. Сгорели заживо на костре по приговору инквизиции и знаменитая Жанна д’Арк, и, как еретик, чешский проповедник и мыслитель Ян Гус, осуждавший богатство церкви, развращённость клира, симонию (продажу и покупку церковных должностей).

В современных теократических государствах особо следует выделить исламские республики, где в первую очередь действуют законы шариата. По приговору, вынесенным шариатским судом, человеку могут отсечь палец, отрубить руку, забросать его до смерти камнями. Часто этот приговор бывает вполне справедливым и оправданным. Так в Иране, например, сначала пальцев, а потом руки лишают браконьеров, незаконно добывающих икру осетровых рыб (в России, к слову сказать, где нет такого рода наказания, черная икра в скором времени останется только в воспоминаниях, либо будет только на столах олигархов, импортированная по баснословной цене из того же Ирана).

История знает и другие виды судилищ, как, например, самосудсуд Линча, отцовский суд (вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). Но все подобного рода судилища в любом случае носят нецивилизованный, несветский характер.

Так или иначе, но каждый индивид, чтобы жить в обществе, обязан рано или поздно овладеть высокой культурой поведения и для этого сформировать, плохо ли, хорошо, но лучше хорошо, свою индивидуальную (социо)культурную матрицу собственного поведения, и в ней обязательно должны быть учтены, соблюдены и постоянно уточняться все положения социально-правового регулирования поведения людей, вырабатываемые человечеством по мере развития общества во имя поддержания хода дальнейшего прогресса на Земле, который остановить пока никто не в силах, ибо это и есть наиглавнейший ЗАКОН ПРИРОДЫ, которому в конечном итоге должны быть подчинены ВСЕ и, ориентируясь на какой, ВСЕ должны строить (по умолчанию) свое каждодневное поведение.

 

v       v       v

 

[ § 4. Образ и статус жизни человека как ... ]    [ На главную страницу ]   [ Глава II. Культурная матрица поведения ... ]